Просмотр содержимого документа
«"Воздух - невидимка"»
Конспект познавательного занятия:
«Воздух – невидимка»
Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах (прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, при движении образует ветер, может нагреваться и охлаждаться).
- Развивать интерес к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы.
- Привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.
Материал:
Мышонок Знай, стакан с салфеткой на дне, ёмкость с водой, прозрачные стаканы с соломинками, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, блюдце, спички, материал для изо.
Ход занятия:
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём. (воздух)
Появляется Мышонок Знай.
Мышонок Знай. Это вы, наверное, про меня говорите, я ведь и озорной, и живу рядом с вами, и меня легко найти.
Воспитатель. Знай, ты слышал загадку, но не слушал её внимательно. Мы ведь говорили про «невидимку», а тебя мы видим. И наши ребята уже отгадали загадку.
- Ребята, докажите, что эта загадка про воздух? Почему здесь говорится, что куда мы не пойдём, везде найдём этого невидимку?
-Как же его можно обнаружить, если воздух невидим?
- Вы говорите, что воздух есть везде, а почему же мы видим все предметы, которые нас окружают? (воздух прозрачный)
Мышонок Знай. (берёт в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно, посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показывает стакан по очереди всем ребятам, выслушивает ответы, но не оценивает их)
Воспитатель. Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давай туда что-нибудь положим или нальём.
Мышонок Знай. Говоришь, нет ничего в моём стакане? А вот мы сейчас проверим. Я ведь ребятам уже показывал и рассказывал, а теперь они покажут, что же там есть.
Опыт 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель. А я знаю, как ещё можно увидеть «невидимку»
-Возьмите полиэтиленовый пакет и скрутите его. Каким стал пакет? (выпуклым). Почему? (его раздул воздух). Вот мы и обнаружили «невидимку». Как ещё можно его увидеть?
Опыт 2.
Опустить в ёмкость с водой пустую бутылку. Пойдут пузырьки, значит, в бутылке был воздух.
Вывод: воздух выходит из бутылки, и его место занимает вода; воздух прозрачный, без цвета, запаха, без вкуса;
Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
-Давайте мы сейчас тоже сделаем ветер.
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо. руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише. приседание
Деревцо всё выше, выше. поднимание вверх на носочках
- Ветер – это есть движущийся воздух. Человек издавна научился использовать силу ветра. Кто может сказать, где используется сила ветра?
- Всегда ли можно обнаружить воздух, когда он перемещается? Можно ли обнаружить воздух, находящийся без движения? (в жару - горячий воздух, в мороз – холодный)
- Значит, можно про воздух сказать, что он может нагреваться и охлаждаться.
Мышонок Знай. Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пузырьки пускал. Вот здорово было! Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится!
Опыт 3.
Буря в стакане воды.
- Вот какой ветер был у вас, настоящая буря.
Мышонок Знай. А зачем он нужен, этот воздух? (мы дышим воздухом, кислородом).
-Кому нужен кислород для дыхания? (животным, птицам, насекомым, людям, рыбы тоже дышат кислородом, растворённым в воде)
Воспитатель. А я вот знаю, что кислород нужен не только живым существам. Ребята, кому ещё нужен кислород? (фабрикам, заводам, машинам для работы)
Опыт 4.
Вот посмотрите, я положила на блюдце бумажку и зажгла её. Теперь накрою её стаканом – посмотрите, что случилось? (огонь погас)
- Почему?
Вывод: для поддержания горения был использован весь кислород, которыйнаходился в стакане.
- Что же получается? (Кислородом дышат звери, птицы, рыбы. Огонь горит – тоже забирает кислород. Заводам, фабрикам, электростанциям, автомобилям тоже нужен кислород. А выпускаем мы целые реки углерода)
Мышонок Знай. Почему же кислорода не становится меньше?
( Потому что на Земле есть зелёные растения. Чем больше зелени, тем чище воздух)
Воспитатель. Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Мышонок Знай. Ребята, а я вам принёс свои любимые шарики. Они так и называются - воздушные. Вот в них можно найти сразу много воздуха. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.
Воспитатель. Но если шарик сильно надувать, он может лопнуть. Почему?
(Воздух весь не поместится, так что главное – не перестараться).
- Мышонок, а давай мы тебя пригласим путешествовать с нами, но не на простом воздушном шарике, а на летательном – аэростате. Сейчас ребята его нарисуют, и мы отправимся летать по воздуху. А в следующий раз расскажем, что же интересного видели.