Просмотр содержимого документа
«Возможности предметов и игрушек для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»
Возможности предметов и игрушек для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста
Как отмечает Выготский Л.С., познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Многие знания о предметах дошкольники получают практически, в быту, непосредственно взаимодействуя с ними, но без конкретизации и уточнениях их свойств и качеств, действий, которые они могут совершать, они становятся привычными, теряют новизну. Именно
поэтому необходима специальная работа, которая осуществляется на занятиях. Образовательная деятельность, на которой используются предметы и игрушки, отображающие знакомые детям предметы, воспринимается ими с интересом. Такие занятия делают педагогический процесс более содержательным и разнообразным, при этом давая возможность накапливать, пополнять и активизировать словарь дошкольников [9].
Большое значение предметов, окружающих ребенка и игрушки, как для общего развития дошкольников, так и для развития их речи, а в частности словаря отмечали такие педагоги как Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Пеньевская Л.А., Радина Е.И, Конина М.М..
По словам Флериной Е.А. игрушка для детей дошкольного возраста должна приближаться к упрощенной реальности [27].
В теории и практике дошкольного воспитания, применяется классификация игрушек, предположенная Флериной Е.А., в основе которой лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:
- игрушки моторно-спортивные (мяч, обруч, прыгалки, кегли, мозаика и т.д. - способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера, обогащению предметного словаря детей, словаря – признаков, словаря-действий);
- игрушка сюжетная - люди, животные, транспорт, мебель и пр. - содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт. При использовании данных игрушек в непосредственно образовательной деятельности детей и в их свободной деятельности, происходит расширение и обогащение словаря, а также его активизация;
- творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. - развивает конструкторские способности и изобретательство. При использован
обогащению словаря происходит накопление слов – действий, слов, обозначающих качество и свойства данных предметов;
- техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. - также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике, обогащает словарь;
- настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами обогащают словарь;
- веселая игрушка - прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора; работа с данными игрушками позволяет обогащать словарь и активизировать его;
- музыкальные игрушки - поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией - служат средством развития музыкального слуха;
- театральная игрушка - теневой театр, театр игрушек, марионеток - подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие; обогащают словарь [27].
Мухина В.С. предложила рассматривать игрушку как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:
- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);
- игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.) [15].
Так как для ребенка среднего дошкольного возраста становится характерно отражать в игре отношения между людьми как в свободной игре, так и для специально организованной деятельности, направленной на обогащение словаря детей, нужны такие игрушки, которые позволят им
отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию (например, водителю нужен руль, врачу – халат и т.п. Кроме игрушек, изображающих реальные предметы, детям предлагаются предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: коробки, катушки, стулья (например, стул - машина), природные материалы (шишки, семена растений и т.п.), а также, всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п. [20].
В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями, а значит накапливает и обогащает пассивны и активный словарь словами, обозначающими предметы, словами –признаками, словами – действиями [10].
Познание предметного мира однозначно определяет, какие блоки лексических единиц, в какой последовательности появляются в детском словаре. на четвертом году жизни у ребенка появляются наборы игрушек «Мебель», «Посуда», «Доктор», другие наборы инструментов, к игрушкам-животным родного края добавляются новые, представляющие животных иных широт и т.д. При этом взрослый по-прежнему активно включается в игру: рассказывает о назначении предметов, их отличиях, функции предметов, а ребенок учится использовать новые слова в разговоре с взрослым. Однако для детей данного возраста уже не так важна конкретная соотнесенность игрушки с реальной действительностью [9]. Педагогу необходимо помнить, что подобно тому, как ребенок принимает в игре какую-либо роль, так и определенная функция приписывается игрушке. Чаще такая функция принадлежит деталям детского конструктора, которые, будучи соединенными определенным образом, могут представлять поезд, танк, самолет, с пассажирами и т.п., просто могут
представлять какие-либо бытовые предметы. Значение слова уточняется и благодаря действиям самого ребенка с предметом, при этом используются практические (потрогать, погладить), благодаря этому обеспечивается сенсорная база для понимания и уточнения значения слова. Взрослый не просто называет во время показа игрушек лексические единицы, но и рассказывает о демонстрируемых предметах, используя эти лексические единицы, побуждает дошкольника к повторению слов и отдельных фрагментов собственного высказывания, используя договаривание. Используя игрушку, взрослый помогает ребенку организовать познавательную деятельность, обеспечивает условия этой познавательной деятельности [2].
Новые лексические единицы, появляющиеся в речи, дошкольник среднего возраста использует в разговоре с другими детьми. Наряду с такими принципами формирования словаря детей дошкольного возраста с помощью игрушки как взаимодействие со взрослым, опора на познавательную деятельность детей в среднем дошкольном возрасте применяется принцип опоры на процесс коммуникации, т.к. в игровой деятельности детей происходит формирование коммуникативной компетенции, умения использовать языковые средства в различных ситуациях общения [21].
Игрушки, сделанные из мягкого материала, занимают особое место в жизни дошкольника среднего возраста, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение - радость и доброжелательность, а значит их использование в непосредственно образовательной деятельности дают дополнительный стимул и позволяют непринужденно, не заметно для детей расширять их словарь, активизировать его [1].
В среднем дошкольном возрасте игрушка помогает соотнести со словом не столько предметный мир, сколько процессуальный (увидеть действия человека с тем или иным предметом) [5].
Таким образом, имея представления о возможностях использования игрушек и предметов для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста можно решать задачи, стоящие перед педагогом:
- обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не известных детям слов;
- уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений);
- активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
Но для обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста, путем использования предметов и игрушек необходимо создавать специальные условия для их применения в данном направлении.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}