Просмотр содержимого документа
««Возрастные и психологические особенности возраста»»
Физиологические особенности
Рост 96+ 4,3 см, вес 12,5+1 кг,
Окружность грудной клетки 51,7+1,9 см
Окружность головы 48 см.
Количество молочных зубов 20.
Объем черепной коробки трехлетнего ребенка составляет уже 80% от объема черепа взрослого.
Кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина).
Неправильные позы могут стать привычными, нарушается осанка.
Кожа ребенка утолщается, становится более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическим воздействиям.
Увеличивается масса сердца, организм готов к более сложным физическим нагрузкам.
Увеличивается масса головного мозга, в 3 раза по сравнению с массой при рождении, что обеспечивает интеллектуальное развитие.
Все эти изменения отражаются на сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системе, ребенок чувствует в организме необычные ощущения: повышенную утомляемость, раздражительность, перепады настроения
Рекомендации
Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
Способствовать проявлению всех видов активности ребенка, поддерживать в ребенке самостоятельности, не подавлять инициативность ребенка.
Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
Формирование умения действовать по правилам.
Формировать умение сопереживать, сочувствовать, а также эмоциональную отзывчивость.
Способность формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.
Избегайте ситуации, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле
Терпеливо демонстрируйте культурные формы поведения в ответ на агрессию ребенка.
Обязательно поощрять ребенка за успехи, отмечать достижения даже если у него не получилось правильно что-либо выполнить.
Использовать яркий, крупный дидактический материал.
Материал должен быть естественный (цвет, форма, размер)
Педагог должен следить за своей речью, за внешним видом.
Обучение различными способами действовать с помощью предметной деятельности.
В группе для детей и родителей установлены четкие нормы и правила, где педагог не только контролирует нормы и правила, а и сам их придерживается.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Култаевский детский сад «Колокольчик»
ПАМЯТКА
для воспитателя
«Возрастные и психологические особенности возраста»
Младшая группа
Материал подготовила
старший воспитатель Шипицына О.В.
Сентябрь 2017 год
Возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.
В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами.
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет, с ним речью трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
«Психологические особенности возраста»
Мышление
Пытается
анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане.
К 4-м годам – становится наглядно-образным
Речь
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные
Произвольность
познавательных процессов (внимание, память)
Память носит непроизвольный пассивный характер.
Внимание неустойчиво.
Объект познания
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения
Способ познания
Экспериментирование, конструирование
Форма общения
Ситуативно-деловое общение
Отношения со сверстниками
Ребенок
учится общаться со сверстниками. Характерна игра рядом. Охотно участвуют в совместных шалостях, беготне.
К 4 годам
объединяются в небольшие группки по 2-3 человека.
Отношения со взрослыми
Взрослый - источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.
Наличие конфликтов со взрослыми
Наличие конфликтов
со взрослыми как продолжение «Я- сам»
Ведущий вид деятельности
Игровая деятельность
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками;
игровое действие
Ведущая потребность
В общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка