kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возрастные особенности дошкольников в театрализованной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с характеристикой возрастных особенностей дошкольников в театрализованной деятельности в аспекте требований ФГОС ДО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности дошкольников в театрализованной деятельности»

Самостоятельная работа № 1 ДМ4 Руденко О


Возрастные особенности дошкольников в театрализованной деятельности

Цель: ознакомиться с характеристикой возрастных особенностей дошкольников в театрализованной деятельности в аспекте требований программы « Я в Мире»

Практические задания:

1.Ознакомьтесь с возрастными особенностями в театрализованной деятельности детей раннего, младшего, старшего возраста. Сделать краткие тезисы, с указанием усложнения.

2. Подготовьтесь ответить на следующие вопросы:

- в чем заключается усложнение умений восприятия театрального зрелища;

- как усложняется передача текста литературного произведения в театрально- игровой деятельности;

- какие, на Ваш взгляд, виды театра используются в группах раннего возраста;

- какие содержательные блоки при знакомстве с театром способен освоить ребенок старшего дошкольного возраста.


1. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:


  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;


  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;


  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.


Задачи и содержание работы.


  • Формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

  • Стимулировать желание детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

  • Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.

  • От лица персонажей, взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

  • Последовательное усложнение игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.


Формы работы:


• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).


• Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .


• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .


• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки») .


• Бессловесная игpa - импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»)


• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»)


Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»)


• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»)


• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок») .


У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:


  • настольного театра игрушек,

  • настольного плоскостного театра,

  • плоскостного театра на фланелеграфе

  • пальчикового театра.


Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка. », «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.


В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет.

Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Таким образом, за счёт бессловесной игры - импровизации под музыку,

игры - импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и

игры - драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.


Обогащается игровой опыт детей за счёт развития специальных игровых умений:

Освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов.

Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы)

Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.



2. Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.


Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от:


  • игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и важен результат..

  • игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства;

  • от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

  • вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки;

  • от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление) ;

  • от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.


Задачи и содержание работы


  • Углубление интереса к театрализованным играм.

  • Работа воспитателя с детьми состоит в поддерживании интереса к театрализованной игре, в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

  • Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт игр - драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.

  • Усложняются театрально - игровые умения детей;

  • Дальнейшее развитие позиции «зритель» (проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников).

  • Умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая её жесты и движения.

  • Первичное усвоение позиции «режиссёр», умение создавать игровое пространство на плоскости стола.

  • Умение овладевать качествами оформителя спектакля.

  • Умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.


Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:


• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка») ;


• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;


• постановка спектакля по произведению.


Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры.


В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:


  • мягкой игрушки,

  • деревянный театр,

  • конусный театр,

  • театр народной игрушки,

  • плоскостных фигур,

  • театр кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.


Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).


3. Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.


Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:


• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;


• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;


• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;


• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.


Задачи и содержание работы:


  • формирование положительного отношения детей к театрализованным играм

  • (углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре);

  • приобщение детей к театральной культуре (знакомство с назначением театра, историей его возникновения, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.);

  • углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.

    • образно-игровые этюды;

    • игры-импровизации;

    • самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений.

Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.

Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки.

Драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте.

Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей;

подбирать упражнения на развитие внимания и воображения;

эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования.

Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами.

Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.


Необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.

В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.


Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.


Развиваются специальные умения:

«Зритель» становится помощником и советчиком.

«Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности.

«Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.

Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность.


4. Какие виды театра используются в группах раннего возраста


  • Пальчиковый театр

  • Перчаточный театр

  • Театр рукавичек. Кукол для театра рукавичек можно изготовить из старых варежек, варежек-прихваток или связать из подходящих по цвету ниток. В оформлении используют аппликацию из кусочков плотной ткани ярких цветов (человечка, зверюшку, цветок и пр.). Ее пришивают к внутренней части варежки и дополняют изображение, пришивая вырезанные из ткани или изготовленные из ниток недостающие детали (ушки, усики, бантики и пр.)

  • Театр игрушки

  • Театр картинок (фланелеграф)

  • Театр кружек. Изготовить такой театр очень просто. Для этого берут пластмассовые кружки одинакового размера и цвета, переворачивают их вверх донышком и сбоку от ручки приклеивают картинку персонажа, нарисованную или вырезанную из старых детских книг. Таким образом, изготавливают всех героев для сказки. Театр кружек готов.


5. Какие содержательные блоки при знакомстве с театром способен освоить ребенок старшего дошкольного возраста.


  • Речевой

  • Познавательный

  • Художественно-эстетический

  • Эмоционально-ценностный

  • Социально-моральный

  • Креативный







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Возрастные особенности дошкольников в театрализованной деятельности

Автор: Руденко Ольга Павловна

Дата: 27.07.2017

Номер свидетельства: 424531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_teatralizovannaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_rechi_u_d"
    ["file_id"] => string(6) "480875"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539710879"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "деятельностно-игровой подход в организации театрализованной деятельности младших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(96) "dieiatielnostnoighrovoipodkhodvorghanizatsiitieatralizovannoidieiatielnostimladshikhdoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "318185"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460533287"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект занятия по театрализованной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_teatralizovannoi_deiatelnosti_dlia_detei_srednego_i_starsh"
    ["file_id"] => string(6) "619014"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1670062496"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Самостоятельная деятельность в условиях старшей группы, по театрализованной деятельности."
    ["seo_title"] => string(101) "samostoiatiel-naia-dieiatiel-nost-v-usloviiakh-starshiei-ghruppy-po-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "325726"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463033716"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "ФГОС и содержание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах "
    ["seo_title"] => string(125) "fgos-i-sodierzhaniie-osnov-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-proghrammakh"
    ["file_id"] => string(6) "140709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417987208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства