Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности формирования мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста»
Психолого-педагогическая сущность формирования мыслительных операций детей дошкольного возраста
Мышление является инструментом познания окружающего мира. Именно мыслительная деятельность позволяет установить причинно – следственные связи, раскрыть объективные закономерности и их сущность.
Над вопросами природы мышления, его механизмов, видов, мыслительных операций работали такие отечественные и зарубежные исследователи как Богословский В.В., Брушлинский А.В., Валлон А, Выготский Л.С., Калмыкова З.И., Коул М, Леонтьев А.Н., Лурия А.Р, Матасов Ю.Т., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Скибнер С., Столяренко Л.Д., Тихомиров О.К., и др.
Мышление можно определить, как один из познавательных, психических процессов человека, целью которого является узнавание о предметах окружающей действительности информации, которая не доступна анализаторному восприятию.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.
В психологическом словаре понятие «мышление» трактуется как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности [].
Юнг К.Г. рассматривал понятие «мышление» - как рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие.
Рубинштейн С.Л. рассматривал данное понятие как более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности, исходя из чувственных данных, возникающих в результате воздействия объекта.
Как высшую форму отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный, психический процесс, свойственный только человеку трактовал понятие «мышление» Поддъяков Н.Н.
Еникеев М.И. рассматривает мышление как психический процесс обобщенного и опосредствованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений, существенных для решения познавательных проблем.
В своей работе мы придерживаемся определения понятия «мышление», которое дает Гальперин П.Я. Мышление по мнению данного автора - высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира.
Особенность процесса мышления выражена его опосредованным характером и обобщенностью.
В психолого педагогической литературе выделяют следующие формы мышления: понятие, суждения и умозаключения.
Понятие – отражение общих существенных свойств предметов и явлений.
Суждение представляет собой форму мышления, отражающую объекты действительности в их связях и отношениях.
Умозаключение - вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Мыслительный процесс имеет целенаправленный характер и начинается с осознания проблемной ситуации. При этом совершаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация.
Под анализом понимается мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Так, например, касательно детей дошкольного возраста ребенку может быть предложено задание типа: «Найти все кислые».
Синтез подразумевает понимание мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое.
Эти процессы в психологии считаются неразрывными, проходящими друг через друга.
Сравнение – установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими- либо признаками. Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от них (например, задание «Найти все круглые предметы», не учитывает их цвет и размер).
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам («…эти все красные»).
Абстракция состоит в вычленении каких – либо сторон объекта при отвлечении от остальных. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.
В период дошкольного детства на основе наглядно-действенного мышления (манипуляции с предметами), заложенного в раннем детстве, начинает складываться наглядно-образное мышление, которое опирается на представления из своего прошлого опыта. Данный вид мышления позволяет выходить за пределы воспринимаемой ситуации расширяя при этом границы познания. Развивающееся мышление позволяет дошкольнику предусматривать результаты своих действий, и осуществлять их планирование.
Дети начинают использовать мышление для познания окружающего мира, ставя перед собой познавательные задачи; пытаются найти логическое объяснения процессам и явлениям окружающего. От выяснения наиболее простых, видимых связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей.
Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. По мере взросления детей дошкольного возраста усовершенствование и расширение возможностей их мыслительной деятельности позволяет от установления причин, состоящих в каком-либо внешнем воздействии на предмет указывать в качестве причин явлений менее заметные, но постоянные их свойства (например, «…стул упал, потому что он был на одной ножке...»).
Формирование и совершенствование мыслительных действий является основой развития мышления. Через усвоение и интериоризацию внешних ориентировочных действий происходит овладение мыслительными действиями. При этом формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают форму действия с образами, или форму действия со знаками - словами, числами и др. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением и называется логическим.
Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Так, дошкольник может представить превращение воды в лед и т.п. (с помощью наглядно-образного мышление), но в том случае, когда свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их можно обозначить словами или другими знаками (с помощью логического мышления).
Все виды мышления тесно связаны с речью.
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающего мира, закрепленные в слове.
Но пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются. В дошкольном возрасте, полной отработки усваиваемых ребенком действий с понятиями еще не происходит. Имеющиеся у детей представления можно использовать при формировании понятий. Ребенок большей частью может применять их, только рассуждая вслух.
На данном возрастном этапе попытки чрезмерно ускорить овладение логическими формами мышления нецелесообразны, так как именно образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним во всех видах деятельности. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности логического мышления в дошкольном возрасте, начиная со старшего дошкольного возраста следует использовать лишь для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний.
Таким образом можно сделать вывод о том, что процесс мышления очень важен для развития человеческой личности. Он позволяет овладеть знаниями о предметах окружающего мира, действиях и явлениях, связанными с этими предметами. В период дошкольного детства на основе наглядно-действенного мышления начинает складываться наглядно-образное мышление, а затем и словесно-логическое. При этом формируются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация, служащие «инструментом познания». Важно отметить тот факт, что для эффективного формирования данных операций необходимо целенаправленное организованное обучение.