Возрастные особенности развития детей с 2-х месяцев до года
Возрастные особенности развития детей с 2-х месяцев до года
Первый год жизни ребёнка самоценен как сам по себе, так и с позиций отдалённой перспективы. Этот период жизни ребёнка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом физического, психического и даже социального развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возрастные особенности развития детей с 2-х месяцев до года»
Возрастные особенности развития детей
Младенческая группа (от рождения до 1 года)
Первый год жизни ребёнка самоценен как сам по себе, так и с позиций отдалённой перспективы.
Этот период жизни ребёнка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом физического, психического и даже социального развития.
На первом году жизни происходит становление эмоционального общения ребёнка и взрослого, которое трансформируется в ситуативно-деловое общение. Для детей характерно чувственное познание ближайшего окружения, наглядно-действенное мышление, высокая двигательная активность и малая подвижность нервной системы, несформированность тормозных процессов высокая степень отвлекаемости.
Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребёнку от рождения. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать.
В продолжение дня сон ребёнка несколько раз чередуется с периодами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5-4 часов. Это свидетельствует о развитии процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.
Умение активно бодрствовать - основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.
Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребёнка в первый год жизни особенно ярко проявляются при освоении основных движений. С первых дней жизни у ребёнка интенсивно развиваются зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4- 5 м). И наконец вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребёнка ползать, опираясь на руки, и потом ходить, держась за опору (второе полугодие). В течение первого года развиваются слуховые и зрительные восприятия. В первые месяцы жизни малыш начинает сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5- 5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Он и эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.
Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные прдметно-игровые. Кубики малыш кладёт в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки. В первые месяцы жизни ребёнок произносит короткие отрывистые звуки, в 4-5 месяцев он певуче гулит, это очень важно для развития речевого дыхания. Потом по подражанию взрослому начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова.
К концу года уже можно говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30-50 слов), ребёнок начинает пользоваться несколькими простыми словами (6-10 слов). Речевое обращение взрослого к ребёнку может успокоить его, побудит выполнить несложное действие.
Социализация детей идёт по разным направлениям. Малыши с первых месяцев жизни начинают выделять мать среди других объектов. Во втором полугодии ярко проявляют разное отношение к взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают. Идёт формирование инициативных обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями).
Ребёнок, находясь на руках взрослого, начинает ориентироваться в пространстве ( поворачивает голову к яркой картине, окну, двери).
Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5-6 месяцев ребёнок удерживает бутылочку, к концу года держит чашку, стягивает шапку, носки, подаёт по просьбе взрослого предметы одежды.
Основные умения к концу первого года жизни: ребёнок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы, игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объяснения, может использовать простые слова (до 8-10). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со взрослым. Знает своё имя откликается на зов.