kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете На тему: «Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

моё выступление  том какие методы и технологии пео развитию речи мжно использовать в современном дошкольном образовании

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете На тему: «Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.»»

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Для активизации речевого развития детей в НОД и повседневной деятельности д по развитию речи я использую упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.





.

Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // В журнале Молодой ученый.



 В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей путем применения разнообразных педагогических методов и технологий. Ключевые слова:

развитие речи,

мнемотехники,

синквейн,

игровые технологии,

здоровьесберегающие технологии.



Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно. В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений.



Применение мнемотехники, синквейна, игровых и здоровьесберегающих технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим.

Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

Суть мнемосхем заключается в следующем, что на каждое слоо придумываетсякартинка, т.о. весь текст зарисоывается схематично.Глядя на такие схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МНЕМОТАБЛИЦАМ

Младший дошкольный возраст 4 клетки 2*2, 9 клеток 3*3

Средний дошкольный возраст 9 клеток 3*3,

Старший дошкольный возраст 16 клеток 4*4,25 клеток 5*5

Для младшего и средего возраста лучше давать ценые емотблицы, т.к в памяти у тей остаются одельные образы ёлочка-зелёая,ягода-красная и т.д.

Дидактическим материалом служат: –

Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. – ( на отдельных листах ил карточках)

Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. ( на олдной полосе бумаги)

Мнемотаблицы— представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.( на одном листе, поделив его на несколько частей)

Мнемотаблицы можно составлять самим, а можно использовать готовые, сейчас их тоже очень много.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по разному :сенсорно-графическими –схемами,схематичными моделями, блоками-квадратами и просто схемами составления рассказов.





Одно из таких пособий ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ( в данном комплекте 16 карточек по разным лексическим темам, каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. клеточка-условный пункт плана рассказа. На обороте представлены объяснения содержания клеточек, т.е. развёрнутый план описания рассказа. По такой модели можно составить описание отдельного предмета, который принадлежит к определённой группе. Работу по опорным схемам желательно проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, или карточек лото, или рисунков., в соответствии с лексической темой.

1 этап демонстрация схемы по лексической теме

, объяснение содержания условных обозначений. Очень важно , чтобы дети осознали , что эта схема подходит ко всем предметам данной лексической группы, а при составлении описания конкретного предмета, среди них следует избрать только те особенности, которые характеризуют только этот предмет.

А узнать, на сколько понятны схемы для ребёнка помогут игры:

Можно использовать такие игры

Расшифруй знаки –символы:

Показываем ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов каждой клеточки.

Исправь ошибку

Показываем схему и последовательно объясняем содержание обозначений клеточек, и нарошно пропускаем одну из них. Ребёнок должен назвать пропущенную клеточку и объяснить содержание ее условного обозначения.

Покажи правильный символ

Взрослый показывает предмет и называет его любой признак или свойство. Например: Это яблоко, оно растёт на яблоневом дереве. Ребёнок отыскивает и показывает

2 этап

Взрослый сам дает детям образец описательного рассказа по определённой теме.описывая предмет, воспитатель должен последовательно показать на схеме клеточки.Например овощ-морковка.

Это морковка. Морковь растёт на огороде. Это большая морковка. Морковь оранжевая. Морковь треугольная. Морковь растёт под землёй. На ощупь морковь твёрдая, на вкус-сладкая и сочная. Морковь едят сырой и варят. Из неё готовят морковный сок, она очень полезная.

3 этап

Самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.Ребёнок выбирает, или получает предмет( игрушку или рисунок)который принадлежит к определённой лексической схеме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме, если воспитатель считает, что какой то пункт следует пропустить, то он просто прикрывает клетку листом бумаги. Сначала ребёнку предлагается передвигать от клетки к клетке предмет, который он описывает, так ребёнку будет легче, потом предмет ставится на расстоянии от таблицы, и ребёнок передвигается по схеме лишь взглядом, а когда дети уже будут свободно ориентироваться, можно предложить ребёнку составить сравнительное описание двух объектов одной лексической группы. Например «лиса и заяц».

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПО СХЕМАМ!!!!!

В работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста используется метод СИНКВЕЙН

Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. История возникновения синквейна, достаточно молода, он возник в начале двадцатого века в США под влиянием японской поэзии.





Синквейн , это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предмету и т.д.Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело , полезно и легко!

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает явление или предмет, о котором пойдет речь. – Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые описывают свойства и признаки этого явления или предмета. –

Третья строка — три глагола, описывающими характерные действия явления или предмета. –

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, короткое предложение, выражающее личное отношение, мнение, чувство автора синквейна к описываемому предмету или явлению. –

Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например

СКВОРЕЦ

Поющий, чёрный

Прыгает, летает, вьёт гнёзда

Без него не наступит весна

Птица.

Применение данного метода позволяет развивать у детей: – Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать);



А сейчас я хочу вам предложить выразить своё отношение к моему мастер –классу через синквейн.

Ключевое слово у нас буде мастер-класс.



Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря); – Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания). Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию. Для развития связной речи детей дошкольного возраста в свей работе мы используем игры творческие, настольные дидактические и словесные: Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские. Сюжетно-ролевые игры — это разыгрывание сказок и рассказов. В их текстах применяются разнообразные лексические и грамматические средства, которые способствуют обогащению речи ребенка. В процессе таких игр улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй [9]. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле. Все это, бесспорно, способствует развитию речи, умению передавать свои впечатления в монологической форме. В режиссерской игре ребенок сам придумывает ее содержание, в основе которого лежит его личный опыт. Как правило, в ней отражаются события, которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, полученные из различных источников. Ребенок, выполняя игровое действие, стремится их передать своим сверстникам. Это становится возможным, если речь его последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игры. Настольные дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении. Они могут быть использованы как часть занятия и как самостоятельная деятельность. В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель. Он создаёт игровую ситуацию и может быть как учителем, так и участником игры. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам, действиям, если эти правила ими усвоены. Можно использовать различные знаки мотивации, для того чтобы привлечь внимание детей к дидактическим играм, пособиям, художественной литературе. Через дидактические игры закрепляется умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления, это потребуется в дальнейшем для отгадывания и придумывания загадок, правильного описания сюжетной картины. Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о предметах, общественной жизни. Таким образом, дидактические игры пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Словесные игры обучают способам сравнения объектов. В процессе таких игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании картин, домысливают сюжет. Для того чтобы вызвать желание у детей к словотворчеству можно изготовить вспомогательные атрибуты, оформить в соответствии с тематикой игровое пространство

Здоровьесберегающие технологии играют не маловажную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в воспитании правильной и ясной речи. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений. Чтобы научить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно использовать такие игрушки как дудочка, свистулька, выдувать мыльные пузыри. Предлагаем детям дуть на бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик, снежинки на руковичках для вырабатывания сильного и целенаправленного выдоха. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности [7].

Применяя вышеописанные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Я рассказалавам , как можно использовать в своей работе разные методы и приёмы для развития речи детей.



УЧИТЕ РЕБЁНКА КАКИМ-НИБУДЬ НЕИЗВЕСТНЫМ ЕМУ ПЯТИ СЛОВАМ-ОН БУДЕТ ДОЛГО И НАПРАСНО МУЧИТСЯ, НО СВЯЖИТЕ ДВАДЦАТЬ ТАКИХ СЛОВ С КАРТИНКМИ, И ОН УСВОИТ ИХ НА ЛЕТУ.

ПРЕКРАСНА РЕЧЬ, КОГДА ОНА КАК РУЧЕЁК, БЕЖИТ СРЕДИ КАМНЕЙ ЧИСТА, НЕТОРОПЛИВА, И ТЫ ГОТОВ ВНИМАТЬ ЕЁ ПОТОК И ВОСКЛИЦАТЬ « ОО, КАК ЖЕ ТЫ КРАСИВА !!»







































Выступление на педагогическом совете



На тему:

«Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.»

Мастер –класс «Пособие по развитию речи Волковой Юлии Станиславовны:

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ».













Подготовила :

Рагимова И.В.

Воспитатель

Высшей квалификационной категории





Салават 2020


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Рагимова Ирина Владимировна

Дата: 29.01.2020

Номер свидетельства: 537782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства