Выступление "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования"
Выступление "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования"
Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования"»
«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования»
В период дошкольного детства происходит активное психическое и физическое развитие ребенка. В этот сложный период ребенок попадает в дошкольное образовательное учреждение и проходит сложный период адаптации. Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Кроме того, ведущей деятельностью дошкольника становиться игра, в условиях осуществления которой развивается познавательная, личностная сфера, а так же обогащается опыт. Задача не только психолога, но и родителей и воспитателей помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, обеспечить условия для его гармоничного развития.
Искусство, в свою очередь, играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время изобразительная деятельность - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Использование в своей работе психологом изобразительной деятельности в детском саду обеспечивает развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Важно помнить, что мы в своей работе не обучаем рисованию, а знакомим детей с искусством через художественную деятельность.
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.
В работе с детьми дошкольного возраста очень важно использовать гибкие формы работы. Нетрадиционные способы рисования предоставляют ребенку возможность переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Ведь сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Таким образом, изучение возможностей использования нетрадиционных способов рисования в дошкольных учреждениях актуально. Знание об особенностях работы с использованием различных способов рисования дает возможность психологу пополнить свой арсенал диагностических, профилактических и коррекционных методов, а родителям и воспитателям обеспечить полноценное развитие ребенка.
В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления. В таких условиях существует две основные модели систем дошкольного воспитания.
Учебно-дисциплинарная модель, цель которой вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание, а основные способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. В рамках такой модели складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. В этой модели даже произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.
И личностно-ориентированная модель, составляющая альтернативу первой. Цель воспитателя - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству, создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка.
Образовательный процесс включает также организованную учебную деятельность детей – занятия. Основная цель занятий – освоение разнообразных представлений и понятий, простейших закономерностей и взаимосвязей, требующих целенаправленной работы, существующих в природе и окружающем мире, но скрытых от глаз детей. На занятиях дети углубляют и закрепляют полученные знания, систематизируют их, расширяя свой социальный опыт. На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования используется проблемно-игровая деятельность, развивающие методы и приемы работы, ставящие ребенка в позицию субъекта деятельности, в позицию «первооткрывателя», исследователя. Рекомендуется проводить подгрупповые занятия и интегрировать задачи во все виды деятельности детей. Авторы программы рекомендуют проводить подобные занятия не реже двух раз в неделю, в то время как математические занятия не реже одного раза в неделю.
Цель данных занятий развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разрабатывается перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Эффективное обучение не возможно без опоры на познавательные интересы детей. В стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют: содержание материала с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей, методы организации занятий, уровень эмоциональности занятий. В работе с более старшими детьми используются техника «Батик», «Изонить», «Пластилиновая живопись», «Водяная печать», «Метод тычка».
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение у детей, и объясняется новый материал. В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости проводиться индивидуальную работу. Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.
Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира детей. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными.
Задачи в рисовании с использованием нетрадиционных техник:
- познакомить детей с различными техниками рисования;
- учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования;
- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
- познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием;
- формировать у детей умение предварительно продумывать содержание образа, способов и последовательности его воплощения;
- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
Для демонстрации детских работ имеется "Стена успеха". Она расположена непосредственно в групповой комнате и скрыта от родителей. Данная стена оформляется рисунками детей в рамочках.
На данном этапе эксперимента было проведено два среза выявления особенностей детского творчества и способности нестандартно мыслить в творческих заданиях.
Цели: выявить уровень творческих способностей рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом; выявить уровень творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с помощью применения занимательного содержания и нетрадиционной техники.
Установочный блок включает в себя установление контакта с родителями и работниками дошкольного учреждения. Выявление наиболее актуальных проблемных вопросов.
Просветительский блок реализовывался в соответствии с воспитательной работой в дошкольном учреждении. Просветительская работа с воспитателями о способах нетрадиционного рисования в дошкольном учреждении. Проводится в форме дискуссионной беседы с воспитателями и родителями.
Диагностический блок. Включает в себя осуществление первичной диагностики детей дошкольного возраста. Рекомендуемые методы: наблюдение, беседа, проективные методы.
Коррекционно-психологический блок, содержание которого представлено в таблице ниже, реализовывается два раза в месяц.
Заключительный блок. Основная цель этого блока оценка результативности коррекционно-развивающих занятий. Методы диагностики: наблюдение, беседа, проективные методы.
Тематический план занятий
Тема: Диагностико-прогностический блок. Цели и задачи: Определить уровень самооценки, особенности самосознания и внутрисемейных отношений.
Наименование форм работы, упражнений: Беседа с воспитателями, родителями, наблюдение за игровой деятельностью, свободная игра, свободный рисунок.
Количество занятий: 1 занятие.
Тема: Просветительский блок. Цели и задачи: Расширить представления воспитателей и родителей о способах совместной развивающей деятельности с ребенком дошкольного возраста.
Наименование форм работы, упражнений:
Беседа с родителями о возможностях использования нетрадиционных способах рисования и их преимуществах.
Дискуссионная беседа с воспитателями и правилах использовании нетрадиционных способах рисования в дошкольном учреждении
Количество занятий: 2 занятия.
Тема: Коррекционно-психологический блок Цели и задачи: Развитие самосознания дошкольников и эмоциональной сферы, формирование чувства причастности и нужности, развитие эстетических и коммуникативных навыков, расширение осознания эмоциональных переживаний и их дифференциация, формирование волевых качеств личности, гармонизация взаимоотношений в группе и семье.
Наименование форм работы, упражнений:
В начале каждого занятия с детьми проводится разминка. Это могут быть подвижные игры. На протяжении всего занятия необходимо так же делать перерывы – физминутки. Они позволят снизить утомляемость ребенка, переключиться на другой вид деятельности и дать возможность высохнуть краскам, если это необходимо для дальнейшей работы.
Используемые методы коррекции:
дети вместе со взрослым смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их «характер», «настроение». При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке. Исходя из этого темы для рисования даются необычные, сказочные: «Зонтик Оле-Лукойе», «Живые облака», «Волшебное яблоко», «Салют из ниток», «Композиторы», «Чудесные картинки», «Дворец из пены» и т.д.
линии, черты, штрих, они могут быть короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и движущимися по кругу, пересекающимися и с наплывом на другую. Через легкость, воздушность или мягкость и плавность, остроту и агрессивность можно рассказать о характере героя, его отношении к окружающему миру.
занятия организуются как игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся то актерами, то зрителями. Для того этого используются движения, музыка, звуки, прикосновение. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми, между взрослым и ребенком. Игры: «Мимика в рисунках», «Озорной котенок», «Волшебные зверюшки», «Всякая всячина».
рисунки с использованием нетрадиционных способов рисования по мотивам сказок: «Царство красок», «Стеклянная история», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица», «Театр теней» и т.п.
рисунки с использованием нетрадиционных способов рисования, где активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
Список используемой литературы
Григорьева Г.Г. “Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности”, М.: Просвещение, 1995 г.
“Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
“Коллективное творчество дошкольников”, п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г.
“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.