Просмотр содержимого документа
«"Взаимодействие детского сада и семьи в развитии сенсорной культуры дошкольника"»
Взаимодействие детского сада и семьи в развитии сенсорной культуры дошкольника.
Слайд 1
Слайд 2.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Слайд 3
Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.
У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
Слайд 4
В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.
Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра, поэтому задачами являются использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности). Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело.
Слайд 5
Игра – это особый вид деятельности дошкольников, а так же средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают
свою речь, обогащая словарь .
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Мы играем в группе в течение всего дня. Используем игры в непрерывной образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности.
Слайд 6
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик»,
Слайд 7
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении»
В законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Работа в нашей группе строится в соответствии с задачами Федерального Государственного Образовательного Стандарта по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
.
Слайд 8 ФГОС
Задачи: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Деятельность по сенсорному воспитанию в нашей группе началась с налаживания партнерских отношений и активного взаимодействия с родителями.
Для родителей провели консультации:
«Сенсорное развитие детей. Игры для развития тактильного восприятия»
Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнению знаний и обогащение представлений родителей о сенсорном развитии детей в ДОУ; активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам через дидактическую игру.
«Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста».
Цель: осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие с родителями.
Слайд 9-11 родители
Провели семинар – практикум «Сенсорные игры для детей»
Цель: обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей; создавать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ
Подготовили:
памятку «Что нужно ребенку для сенсорного развития»
Цель: формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребенка 3-4 лет;
папку – передвижку «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания»;
Цель: Повышение педагогической культуры родителей, пополнению знаний и обогащение представлений родителей о сенсорном развитии детей.
Буклет «Сенсорное воспитание дошкольников в семье».
Цель: способствовать развитию интереса родителей к сенсорной культуре ребенка; создавать дома условия для игр по сенсорике.
Слайд 12 игры
Оформили выставку дидактических игр и игрушек.
Цель: закрепить сенсорные эталоны ; раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности по сенсорной культуре ребенка.
Рекомендации «Какие игры и игрушки можно приобрести для детей для развития сенсорной культуры, как оформить игровой уголок дома».
Цель: создавать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей.
Провели анкетирование родителей «Сенсорное развитие дошкольников», в котором приняли участие родители группы в количестве 18 человек.
Цель: Осуществлять полноценный подход к психическому и физическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребёнка.
Анкетирование показало: 80% опрошенных отметили, что увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих детей.
Слайд 11 книги
В результате проделанной работы у родителей появился устойчивый интерес к жизнедеятельности группового сообщества. Родители приняли участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среде: принесли книги по сенсорной культуре, развивающие игры, принимали участие в создании игр своими руками. У детей проявляется познавательный интерес к играм, которые сделали родители своими руками.
Для дальнейшей работы запланировали:
Консультацию «Познавательное развитие по сенсорному воспитанию»;
выпуск папки – передвижки «Работа с семьей по сенсорному воспитанию». Привлечь родителей к оформлению выставки «Сенсорные игры своими руками».