Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие ДОО и семьи в познавательно-исследовательском развитии детей»
Взаимодействие ДОО и семьи в познавательно-исследовательском развитии детей
Для повышения эффективности познавательно-исследовательской деятельности необходима интеграция усилий ДОО и семьи. Детский сад имеет в этом отношении ограниченные возможности. Большое количество детей, необходимость выполнять общую образовательную программу, сложности с соблюдением правил безопасности, сравнительно узкий набор оборудования не позволяют реализовать позитивные возможности описываемого метода. Гораздо больший потенциал в этом отношении у семьи.
Поэтому задача педагогов — привлечь внимание родителей к данной проблеме, показать значимость познавательно-исследовательской деятельности для общего развития ребенка, вооружить методическими рекомендациями, заинтересовать в развитии самостоятельности, гибкости мышления, совершенствовании трудовых навыков своих детей.
Дома легче наблюдать за безопасностью действий, проще проявить искреннюю заинтересованность и выказать эмоциональную поддержку, создать условия для экспериментирования. Любой ребенок будет с удовольствием вместе с бабушкой печь пирожки, вместе с папой или дедом чинить технику, вместе с мамой что-то сажать в огороде, проверяя влияние условий на рост и развитие растений.
Пилотажное исследование позволило нам выявить основные варианты ограничения исследовательской деятельности ребенка в семье. В первую очередь родители не нацелены на эту деятельность, не понимают ее смысла, поэтому относятся к ней как к деятельности взрослых. Их внимание направлено на конечный результат, полученный быстро и качественно: испеченные пирожки, красиво посаженный лук, отремонтированная техника. Видя, что ребенок все делает медленно и некачественно, его отстраняют от дела.
Но, как неоднократно подчеркивается во ФГОС, система дошкольного образования должна стать ребенкоцентричной. Ребенок привлекается к кухонному труду или к ремонту техники не потому, что без него взрослые не справятся, а потому, что так он развивается, причем по всем пяти направлениям, предусмотренным ФГОС. Задача педагогов — довести это до сознания родителей (особенно тех, которые не понимают значимости детской исследовательской деятельности для формирования личности ребенка) и сделать их своими союзниками.
Таким образом, взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах образования ребенка осуществляется по нескольким правилам:
-непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность,
-создание образовательных проектов совместно с семьей,
-выявление потребностей и поддержка образовательных инициатив семьи.