Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе
Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе
Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе»
Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе.
Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждет непривычная, интересная, но очень нелегкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Создавая необходимые условия для полноценной подготовки детей к школе и переходу на следующую ступень образования, педагогам ДОУ следует учитывать существование такой проблемы, как повышение педагогической культуры родителей.
Родители в большинстве своем имеют неправильное представление о подготовке детей к школе. Они считают, что в первую очередь должны формироваться учебные умения и навыки, такие как умение считать, читать и писать. Конечно, очень важно, чтобы ребенок был готов к школе. А это, прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребенка.
Понятие «подготовка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада или семьи. Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.
Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу. Консультации для родителей будущих первоклассников, проводимые педагогами ДОУ должны включать материал о том, как сохранить такие способности ребенка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что:
– ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы группы;
– имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
– проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
Работа педагога и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие:
– выработку представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления ребенок активно ведет себя на занятиях (тщательно выполняет задания, проявляет внимание к словам воспитателя).
– развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности, ведь ребенку придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем.
При этом важно помнить, что положительную мотивацию ребенку создадут спокойное и радостное отношение к школе со стороны родителей и педагогов, отсутствие завышенных требований к его успехам, оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
Сформированность данных качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Таким образом, можно сформулировать следующие основные тезисы.
1. Взаимодействие педагогов и родителей является важнейшим фактором воспитания ребёнка и подготовки его к школе. Именно в процессе содержательного взаимодействия воспитателей и родителей создаются условия для выработки правильного индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку.
2. Положительный, эмоциональный характер взаимодействия педагога и родителей предполагает эмоционально-личностный характер общения.
Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования. Осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.
Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:
- обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной интеллектуально-творческой деятельности;
- формирование у детей представлений о школе;
- развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;
- развитие положительной самооценки детей;
- повышение уровня коммуникативной компетентности детей;
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению педагоги осуществляли через разные виды организации детской деятельности:
экскурсии в школу;
беседы о школе;
чтение художественной литературы о школе;
рисование на тему «школа»;
рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
просмотр фильмов и мультфильмов о школе;
сюжетно-ролевая игра «Школа».
Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры «Школа» является социальный мотив, игра помогает ребёнку принять на себя социальную роль школьника, что в дальнейшем поможет ему успешно войти в школьную жизнь. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как это можно сделать – пойти в школу.
В игре у детей формировались умения: пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Через игру ребёнок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.
Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:
групповые собрания для родителей будущих первоклассников;
«Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов;
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников
издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении;
педагогическая пропаганда (консультации« Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»;
рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»; информационные письма «Готовим ребёнка к школе»);
консультации на сайте ДОУ;
анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться», «Готовы ли Вы к поступлению в школу»;
Родители научатся:
определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;
проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;
понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей. Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.