Просмотр содержимого документа
««Взаимодействие с семьей в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через проектную деятельность»»
Доклад на тему:
«Взаимодействие с семьей в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через проектную деятельность»
Воспитатель Альдекенова А.Н.
ГККП «Ясли – сад №29 города Павлодара»
«Взаимодействие с семьей в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через проектную деятельность»
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Обращение к духовно- нравственному воспитанию в настоящее время, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача духовно нравственного воспитания – воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. (слайд)
Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия детского сада и семьи относятся к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
На основе изучения работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей, мы выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи духовно нравственного воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель – вовлечь родителей в процесс духовно нравственного воспитания детей с помощью взаимодействия.
Нами был разработан алгоритм взаимодействия детского сада и семьи, состоящий из трех блоков.
Информационно-аналитический – направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический – предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный – предпологает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада, где использовались опросы, оценочные листы, экспресс-диагностика.
Я вам предлагаю рассмотреть результаты проведенной работы нами в детском саду с родителями в соответствии с алгоритмом.
Для изучения отношения родителей к проблеме духовно-нравственного воспитания детей,выявления их положительного опыта,типичных трудностей и недостатков мы использовали опросные методы, наблюдение,рекомендации. В помощь родителям издавались информационные листовки, памятки,например «Основы нравственных отношений в семье», «Чтобы воспитать человека», «Наказание малышей», «Десять заповедей родителей».
Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания в детском саду и семье осуществлялось при помощи анкетирования.Было выявлено отношение родителей к взаимодействию детского сада и семьи, пониманиие ими сущности духовно-нравственного воспитания.
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание»
Что вы понимаете под духовно-нравственным воспитанием?
Как следует сформулировать цель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста?
Кто несет основную ответственнсть за духовно-нравственное воспитание?
Удовлетворены ли вы процессом духовно-нравственного воспитания вашего ребенка?
Хотели бы вы, чтобы духовно-нравственное воспитание вашего ребенка было непрерывным?
Какие меры по улучшению духовно-нравственного воспитания вы порекомендовали бы?
Как вы считаете ,следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства ,традициями,памятными датами?
Как вы считаете,актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьей?Есть ли в вашем доме семейные традиции?
В анкетировании приняли участие 24 родителя.
Результаты анкетирования показали, что под духовно-нравственным воспитанием родители понимают любовь к Родине , стремление увеличить ее богатства и процветания; 13 опрошенных решают задачи духовно-нравственного воспитания в условиях семьи, 11 отметили, что духовно-нравственное воспитание прерогатива ДОУ.В целом родители удовлетворены духовно-нравственным воспитанием своих детей в детском саду.
Были выявлены предложения родителей по улучшению духовно-нравственного воспитания в детском саду, проведение тематических вечеров по истории Казахстана,ознакомление с традициями и обычиями семей,посещение исторических музейных экспозиций.
Анкетирование показало, в детском саду решаются задачи духовно нравственного воспитания в разных формах обучения. На занятиях детям читаются народные сказки, проводятся беседы, на прогулках проводятся наблюдение, организовываются викторины, развлечения,отмечаются народные праздники,используется проектная деятельность.
В течении двух лет в группе ставили задачу по взаимодействию с родителями в разных аспектах. Задача формулировалась следующим образом: «Совершенствование совместной работы группы и семьи по правовому воспитанию дошкольников. Формировать у детей личную позицию человека-гражданина». Для этого проводились открытые занятия,консультации, родительские собрания, выставки семейных творческих работ к праздникам (рисунки, поделки, макеты).
В то же время в детском саду проводились совместные попечительские советы, досуги с родителями,познавательные нетрадиционные формы общения в разных областях воспитания дошкольников. Для себя мы брали консультации, которые подробно освещали содержание духовно-нравственного воспитания: «Педагоги и родители-творческий тандем», «Крепка семья - сильна страна», «Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».Рассмотренные вопросы позволили нам найти пути для установления тесного взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания».
Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведении развлечений,досугов, консультаций,издание семейных газет, альбомов, встреч с интересными людьми, родительских собраний, бесед, выставки семейных творческих работ к праздникам ( поделки, макеты), изготовление папок передвижек. Так же были организованы «День открытых дверей», «Конкурс чтецов» для родителей с целью их вовлечения в педагогический прцесс, в конце года проводился педсовет совместно с родителями.
Традицией стало празднование «Дня рождения детей» с привлечением родителей, которые заранее готовили рассказ о ребенке, интересные факты из жизни семьи. Создавалась атмосфера общности интересов взрослых и детей.
Для родителей проводились праздники, посвещенные нашей Республике, народному искусству. Цель которого – формировать у детей представление о родном крае, любовь к ней, о культурных традициях казахского народа.
Дети рассказывали о своих дедах, далеких предках. Родители подключались к рассказам об истории своей фамилии.
Как я говорила в группе во взаимодействии с семьей решались задачи духовно-нравственного воспитания в разных формах обучения.
Именно акцент во взаимодействии с семьей ставился через проектную деятельность. Необходимо помнить что, проект – продукт сотрудничества и сотворчества родителей, детей, воспитателей, а порой и всего детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Проектная деятельность это – то, что в процессе обучения создается некий проект игры, при работе на котором используются как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические, полученные ранее в процессе игры или личного опыта. Проектная деятельность имеет достаточно широкую трактовку.
У нас в группе, а так же в детском саду были разработаны проекты - «Менің сүйікті қалам - Павлодар»«Мой любимый город - Павлодар»; «Менің Қазақстаным» «Мой Казахстан»; «Искру туши до пожара, беду отведи до удара». В подготовке проектов активное участие принимали родители, дети. Родителям и детям давались задания сфотографировать исторические и достопримечательные места города, найти информацию о поэтах Павлодара, улицах и памятниках города. Для детей были организованы экскурсии по городу, дети побывали на вокзалах города, в аэропорту, побывали в музее ВОВ, музее пожарной части. Родители вместе с детьми подготовили слайды, макеты и защищали их. Были организованы фото – выставки, выставки рисунков, были приглашены гости, читали стихи, пелись песни, вручались сертификаты, благодарственные письма родителям.
Благодаря таким проектам наладилась связь с семьей, родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.
После проведения всех мероприятий проводилось тематическая проверка, показавшая, что в результате взаимодействие группы и семьи по духовно-нравственному воспитанию произошли следующие изменения:
- повысилась ответственность родителей за духовно-нравственное воспитание детей в семье; важным показателем работы стал тот факт, что родители начали применять разнообразные формы и методы духовно-нравственного воспитания: - экскурсии, беседы, чтение литературы, труд в природе и др.;
- обогатились педагогические знания родителей, они пересмотрели свой взгляд на духовно-нравственное воспитание;
- произошел обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями, обеспечивался совместный успех в деле воспитания и обучения детей;
- создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
- возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в группе, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий.
Участие родителей в мероприятиях группы обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых, приобщает детей к национальной культуре.
В конце своего выступления хотелось бы обратиться ко всем взрослым словами поэтессы Елены Потехиной.