kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие детского сада и семьи – важное условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последовательное решение задач формирования личности ребенка предусматривает в качестве одного из обязательных условий непрерывность воспитательно – образовательного процесса, начиная с раннего возраста. Особое значение это приобретает в переходных этапах, при переходе ребенка из одного социального положения – выпускника детского сада в другое – ученика первого класса. Готовность к школе  выступает своеобразным итогом  и качественным показателем достижений  развития ребенка в дошкольные годы  в условиях воспитания  в детском саду и в семье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие детского сада и семьи – важное условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»













Взаимодействие детского сада и семьи – важное условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе





















Выполнила: воспитатель МАДОУ

«детский сад № 89» г. Березники

Пухова А. А.









План:

1.Актуальность выбранной темы.

2.Значение игровой деятельности в процессе подготовки детей к школе.

3.Роль детского сада и воспитателей в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

4.Зарождение предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы.

5.Установление контакта с семьей с целью приобщения родителей к участию в образовательном процессе.

6.Результаты взаимодействия детского сада и семьи при подготовке детей к школе.























1.Актуальность выбранной темы.

Последовательное решение задач формирования личности ребенка предусматривает в качестве одного из обязательных условий непрерывность воспитательно – образовательного процесса, начиная с раннего возраста. Особое значение это приобретает в переходных этапах, при переходе ребенка из одного социального положения – выпускника детского сада в другое – ученика первого класса. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания в детском саду и в семье.

Божович Л. И. выделяет определенные параметры психического развития, которые влияют на успешность школьного обучения, в ее работах отмечается, что успешность обучения в школе требует сформированности таких сторон психики, которые выражаются в специфическом отношении ребенка к школе, учителю, учению. Божович Л. И. отмечает, что беспечное времяпровождение дошкольника сменяется жизнью, полною забот и ответственности. Он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель, следовать школьному режиму и т. д.

Готовый к школе ребенок стремится к учению, чтобы занять такую позицию в обществе, которая бы открывала доступ в мир людей, а также и потому, что имеющуюся у него познавательную потребность он не может удовлетворить дома. Готовность к школе - это комплекс качеств ребенка, который образует умение учиться. Под готовностью к школьному обучению понимается сложная, сформированная в результате синтеза ряда качеств и средств, относительно устойчивая характеристика личности ребенка, отражающая ее направленность на учебно – познавательную деятельность обеспечивающая успешность процесса обучения. В связи с расширением границ учебной деятельности, возрастающей ее ролью, актуальной становится проблема разработки достаточно значимых показателей, которые позволили бы выявить степень эффективности учебной деятельности в развитии личности человека на всех этапах развития. Такие показатели важны на ранних возрастных ступенях формирования учебной деятельности, поскольку ошибки, допущенные в начале пути, могут не только затормозить, но и существенно деформировать этот процесс. К таким показателям относятся:

1.Самостоятельное целеполагание.

2. Положительное эмоционально – личностное отношение к процессу познания в школе.

3.Познавательный интерес к объектам познания.

4.Креативность как способность выхода за пределы заданной учебной ситуации и вариативность в разрешении стоящих проблем.

Формирование данных показателей, качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий

детского сада и семьи.

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в семье ребенок – будущий первоклассник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи зависит многое. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться. А также воспитания в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствие боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.

2.Значение игровой деятельности в процессе подготовки детей к школе.

Основным связующим звеном при переходе ребенка в школу выступает игровая деятельность, способствующая размыванию границ между возрастом старшего дошкольника и первым годом обучения ребенка в школе. Приоритет игры в организации жизнедеятельности детей создает наиболее благоприятные условия для воспитания личных качеств и индивидуальных проявлений ребенка. Игра – это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре ребенок дошкольного возраста узнает, как себя вести в различных ситуациях, какой он есть на самом деле. Исследователями установлено огромное влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и нравственно – волевое развитие.

Каждого родителя старшего дошкольника волнует вопрос подготовки ребенка к школе. Так вот, игра очень хорошо готовит детей к школе. В игре ребенок получает необходимую для обучения в школе подготовку

1.Физическая готовность.

2.Личностная готовность. (Мотивация к учению проходит через игру. В игре ребенок учится общаться с взрослыми и сверстниками. У него формируется произвольное поведение, самооценка и самосознание. Он приобретает друзей.)

3.Интеллектуальная готовность. ( Развивает образное мышление, воображение, помогает детям овладеть родным языком. Игра дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах).

4.Социальная готовность.

Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, лепке. В игре ребенок примеряет на себе новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того, чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Однако, если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности в общении. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности – спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «я», - говорят психологи.

Изъятие игры из жизни детей ведет к внутриличностным конфликтам. Без игры в детях формируется чувство страха, низкий уровень притязания, вялость, пассивность. Замечено – чем хуже ребенку в семье, тем больше он играет. Каждый ребенок является отражением, зеркалом происходящего в семье. То, что мы видим в наших детях – это отражение мира, который окружает ребенка. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем их спать, покупаем для них такие игрушки и книги, это мы смотрим такие телепередачи и видеофильмы. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, «неча на зеркало пенять». Дети все списывают с нас и повторяют нашу судьбу.

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности – играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения с взрослыми и сверстниками. Для старших дошкольников необходимы развивающие игры, которых сейчас довольно много в продаже. Можно рекомендовать родителям шашки, домино, лото, пазлы, игры-лабиринты, различные мозаики и конструкторы. Важны и сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры со строительным материалом, народные игры. Игры с природным материалом: шишками, камешками, ракушками, песком, снегом, водой – позволяют сохранить и развить любознательность. Они знакомят детей с окружающим миром, учат их делать открытия, развивают мелкую моторику рук, снимают психическое напряжение.

Играя дома вместе с детьми, родители должны соблюдать несколько условий:

-четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

-занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка:

-во время игры давать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего;

-варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

-обязательно поощрять победителя игры.

Те родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «не наигравшись», что игры детей 5-6 лет примитивны и неинтересны. Почему же так важно играть с ребенком, особенно в годы подготовки к школе?

В игре дети:

-учатся применять имеющиеся у них знания;

-ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

-получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их. В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно существенно, воображение. Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребенка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует партнеров, а заинтересованный взрослый – хороший игровой партнер. В-третьих, игра – своеобразное общение, а участие в нем родителей доставляет ребенку большую радость. Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, которые:

-формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто ушел?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай так же»);

-развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано?», « Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме);

-развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов»).

Несколько советов родителям, как организовать игру:

1. Никогда не отказывайтесь поиграть с ребенком, даже если вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для совместной игры.

2.Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком легкие, так как интерес падает в том и другом случае.

3.Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребенка, если игра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

4.Придумывайте новые игры вместе с ребенком. Дайте ему самому придумать разные варианты одной игры.

5.Занимаясь дома с ребенком, чаще берите себе роль ученика, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непонимающего первоклашку и задавайте ребенку различные вопросы («Почему?», «Зачем?»).

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.



3.Роль детского сада и воспитателей в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счету, письму и чтению. Но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

1.Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

2.Обучение требует систематичности: 10 – 15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные дни.

3.Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.

4.Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

5.Старайтесь не создавать у ребенка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне. («Чего не стало?», «Что изменилось?», по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.)

6.Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребенком. Пользы это не принесет. Игровое общение должно быть интересным и для ребенка и для взрослого. В этом случае создается положительная атмосфера для усвоения и развития.

В современном мире очень многое подвергается стремительному изменению и развитию, в связи с этим возрастают и требования к современным детям – школа диктует свои условия, детский сад старается им соответствовать, родители стремятся к совершенству, а в результате этой нескончаемой гонки страдает ребенок. Мы подчас начинаем забывать, что перед нами дети, ведущая деятельность и потребность которых, прежде всего – игра, без которой невозможно формирование познавательной активности и учебной деятельности. Именно игра дает возможность быть успешным в этом развивающем мире. Родителям предоставляется возможность осознать и использовать все плюсы игровой деятельности при подготовке детей к переходу на новую образовательную ступень, сделав развитие детей не только эффективным, но и приятным для ребенка и родителя. Одной из действенных форм работы с родителями является деятельность родительского клуба «Год до школы», цель которого заключается в развитии детей при переходе на новую образовательную ступень – школу.

Задачи работы клуба:

-создавать эмоционально положительный настрой участников;

-совершенствовать общение родителей и детей, их психоэмоциональный контакт;

-помогать в достижении положительного самоощущения;

-развивать познавательные процессы у детей: внимание, память, мышление и т.п.;

-формировать выразительную моторику;

-совершенствовать понимание родителями особенностей развития и взросления детей при переходе на новую образовательную ступень;

-побуждать к творчеству.

4.Зарождение предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Родители должны постараться создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые 6-7 лет своей жизни.

Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Родителям можно порекомендовать развивать в детях наблюдательность. Наблюдения обогащают ребенка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.

У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в игре, труде, в общении с взрослыми и сверстниками. Родителям необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Ученые выделяют разные виды готовности к школе. Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Наличие у детей желания учиться называется мотивационной готовностью. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, и, наконец, потому что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические занятия – являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома.

Родителям необходимо рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

-расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;

-на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

-воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

-воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

-никогда не говорите, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы. Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования. Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные моменты». Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д. Нравственно-волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность очень важны для будущего первоклассника. От них зависит будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несобранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил т стихотворение, сказку. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Иногда взрослые радуются, что ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлениями природы.

Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение, ему трудно привыкать к школе. Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение. Значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив, сближение с незнакомыми людьми развитая речь. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно даст положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь ребенку.

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

-воспитание звуковой культуры речи;

-обогащение активного и пассивного словаря;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.

Всем родителям советуем своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия по коррекции звукопроизношения помогут ребенку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление.

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

У детей надо сформировать следующие навыки общения:

-умение слушать собеседника, не перебивая его;

-говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

-пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.



5.Установление контакта с семьей с целью приобщения родителей к участию в образовательном процессе.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать. Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы. Родителям надо уделить первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Если ребенок не будет обладать физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла. Перед школой родителям необходимо установить режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь сказывается на здоровье, бьет по неокрепшей нервной системе.

Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.



6.Результаты взаимодействия детского сада и семьи при подготовке детей к школе.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения детей в школе. Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. В этом случае уместны будут следующие советы родителям:

-развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца;

-формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего;

-проявляйте положительный интерес к занятиям ребенка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал;

-по возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать;

-развивайте образные представления ребенка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание, пересказ и сочинение сказок;

-беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц;

-для развития руки используйте лепку из пластилина, глины, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги, нанизывание бус.

Таким образом, основными аспектами взаимодействия детского сада и семьи является установление тесного контакта с родителями, которое обеспечивают активные формы работы. Правильная организация взаимодействия позволяет не только повысить уровень педагогической культуры родителей, но и сформировать у них активную позицию в процессе подготовки детей к обучению в школе, сделать их полноправными участниками образовательного процесса. А это все положительно сказывается на адаптации детей к школе и дальнейшему их обучению.

Литература

1.Зверева Ольга Леонидовна. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – 4- е изд. - М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.- (Дошкольное воспитание и развитие). ISBN 978-5-8112-4094-4.

2.Осипова Людмила Евгеньевна. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 56 с. ISBN 978-5-98527-104-1.

3.Осипова Людмила Евгеньевна. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с. ISBN 978-5-98527-094-5.

4.Прохорова Светлана Юрьевна, Нигматулина Наталья Викторовна, Евстигнеева Вера Ивановна. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду. – М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 104 с. ISBN 987-5-98527-178-2.

5.Чиркова Светлана Владимировна. Родительские собрания в детском саду: Подготовительная группа. /Авт.- сост. С. В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2011.-336 с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). ISBN 978-5-408-00505-5.

6.Зенина Татьяна Николаевна. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. М., Педагогическое общество России, 2007. -96 с. ISBN 5-93134-345-8.

7.Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе /Под ред. С. Ю.Бубновой, В. А. Андриеш. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 112 с. ISBN 978-5-89814-596-5.

8.Гаврилова Н. Н., Микляева Н. В. Педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды ДОУ: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010. – 88 с. (Управление дошкольным учреждением). ISBN 978-5-89415-767-2.

9.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2- 7 лет /авт. – сост. Е. В. Шитова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 169 с. ISBN 978-5-7057-2492-5.

10.Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации /Под ред. Н. В. Микляевой. –М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пухова Антонина Александровна

Дата: 24.06.2016

Номер свидетельства: 336002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Взаимодействие дошкольного учреждения, школы и семьи– залог   успешного начального этапа обучения ребёнка в школе. "
    ["seo_title"] => string(133) "vzaimodieistviie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-shkoly-i-siem-i-zalogh-uspieshnogho-nachal-nogho-etapa-obuchieniia-riebionka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "136410"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417101865"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Креативный  диалог детского сада и семьи в контексте нравственно-духовного воспитания  дошкольников "
    ["seo_title"] => string(109) "krieativnyi-dialogh-dietskogho-sada-i-siem-i-v-kontiekstie-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "199768"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428648423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства