Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьями воспитанников»
Взаимосвязь ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС ДО.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждое из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка.
Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали дань первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребёнок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребёнка, тем шире круг материнских забот. Другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци говорил, что семья – подлинный орган воспитания, которая учит делом, а живое слово только дополняет.
А вот социалист-утопист Роберт Оуэн говорил о необходимости исключительно общественного воспитания ребёнка с ранних лет. И говорил, что семья это «ячейка общества» со своими традициями и обычаями. В течении многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребёнка.
Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Известный отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребёнка, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребёнок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тёти». Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное – «Так мама сказала!», «Так велел папа».
В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания.
Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех её членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищёнными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Т.е. домашнее тепла – одно из условий счастливого детства.
Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью из дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребёнка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители. Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребёнок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настраивается на ту деятельность, которая потребуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощение, поцелую, возьму щетку и почищу куртку»).
Семья обладает объективными возможностями для включения ребёнка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая к случаю, то в семье совсем иная картина. В семье у ребёнка могут быть свои обязанности.
В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной ценят доброту, милосердие, гуманность, в другой, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказывать просьбу, импульсивность поведения.
Подражая близким людям, следуя их поступкам, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей, очень сложно привить ребёнку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.
Важным фактором становления личности – осознание себя как представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Учёные отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребёнок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений и строит своё поведение на основе подражания, соотносит со своим полом.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие – не умеют этого делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалификационная помощь дошкольного учреждения. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребёнка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог знает, что сотрудничество требует в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить родителей.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи.
Поэтому психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. В содержание работы следует включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья детей, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребёнка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации даёт не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Организатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.
Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане.
В настоящее время актуальными задачами продолжает оставаться индивидуальная работа с семьёй, особенно не совсем благополучными.
Формы сотрудничества с семьями:
Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребёнку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать (единичные!) тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор. Поведение и настроение ребёнка (радостный, раскованный, притихший, смущённый, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространённой формой работы, даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективый труд детей, НОД). После просмотра беседуем с родителями, выясняем их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае чётко определяется цель: что необходимо выяснить, в чём хотим помочь. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповой консультации можно приглашать родителей, имеющих одинаковые проблемы. Целями консультации являются усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Семинары-практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитании детей. Эта форма работы даёт возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Темы могут быть разными: «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитывать у детей интерес к книге», «Телевизор – друг или враг в воспитании детей?» С интересом родители относятся к буклетам, где мы стараемся в красочной форме представить образовательную деятельность, успехи детей, рекомендации. Вместе с родителями на родительских собраниях находим ответы на волнующие вопросы, обсуждаем педагогические ситуации, уточняем, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. В конце года мы на родительском собрании вместе с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами самых активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая, дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми. Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, на экскурсии.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Родительские конференции. Основная цель – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребёнка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольного учреждения и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семьи.
Вечера отдыха.Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьёй следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте познакомимся» и др.
Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:
информационно-аналитические;
досуговые;
познавательные;
наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитическиеформы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы– это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями».
Суть познавательных форм– ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Что, где когда?», «Круглый стол», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.
Наглядно-информационные формыусловно разделены на две подгруппы:
информационно-ознакомительная;
информационно-просветительская.
Задача информационно-ознакомительной формы– ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.
Задачи информационно-просветительской формыблизки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Вопросы: 1. Какие из форм работы с семьёй вам кажутся наиболее действенными? Почему? К каким формам вы считаете себя наиболее подготовленными?
2. Представьте, что вы – начинающий воспитатель. Что обеспечит успех вашей работы с родителями, а что осложнит её? Какие качества вам следует развивать у себя, чтобы взаимодействие с семьями было результативным?
3. Докажите, что тесный союз семьи и детского сада необходим для ребёнка, его родителей и педагогического коллектива.