Просмотр содержимого документа
«Задания логопеда для воспитателей старшей логопедической группы по лексическим темам»
ОВОЩИ
Учить называть и узнавать овощи
Измени по образцу:
Один огурец- много огурцов,
Одна репка-…,
Одна луковица - …,
Одна редиска-..,
Один помидор - ….,
Один кабачок-…,
3. Назови ласково:
Огурец- огурчик.
Свекла-…,
Помидор-…,
Тыква-…,
лук-…,
Чеснок-…,
Морковь-…,
Баклажан-…
4. Какой сок?
Морковь- морковный.
Свекла-…,
Тыква-…
Лук-…,
Горох-…
Картофель-…,
Чеснок-…
Салат-…,
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы на руках)
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох!.. (хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем (раскрытой ладонью, поставленной на ребро,
ножик взяла делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки)
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!.. (хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, мрковка,горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!... (хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка».
Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.
«Трубочка».
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.
«Иголочка».
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.
4. «Лошадка».
Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.
Дыхательная гимнастика
Дует ветер
Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес».
Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем,
светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки».
Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в».
(тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют.
Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога:
«Пришли в лес. Набрали много ягод. Собрались идти обратно.
Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» – педагог громко и длительно
произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.
Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
Физкультминутка
Овощи
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
ФРУКТЫ
1. Назови ласково:
Апельсин- апельсинчик,
яблоко-…, лимон-…,
мандарин-…, банан-…,
абрикос-… .
2. Измени по образцу:
Одно красное яблоко- много красных яблок,
Один желтый лимон-…,
Одна спелая слива-…,
Одна сладкая груша-… .
3. Какой сок?
Сок из абрикосов- абрикосовый, из лимонов-…,
из ананасов-…, из граната-…, из мандаринов-…,
из апельсинов-…, из персиков-… .
Варенье из яблок- яблочное, слив-…,
абрикосов-…, персиков-…
4.Продолжи предложения:
В магазине продают яблоки, апельсины,… .
Варенье можно сварить из слив, абрикосов,… .
Взрослые и дети любят фруктовые соки: яблочный, гранатовый,… .
5. Употреби слово в нужной форме:
Мы любим что? - Фрукты.
В магазине нет чего? ...
Дети спели песенку о чем?...
Нас угощали чем?...
6.Что не так?
На яблоне растут груши.
Апельсины, яблоки и сливы - это овощи.
Из персиков варят абрикосовое варенье.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком», пальцем правой руки «мешают».) Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.) Грушу будем мы рубить (Рубят.) Отожмем лимонный сок (Отжимают.) Слив положим и песок (Имитируют движения.) Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».) Угостим честной народ. (Угощают).
Общие речевые навыки
Упражнение «Эхо»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания
Ход: Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).
Физминутка «Яблочко»
На носочки я встаю, (Подняться на носки) Яблочко я достаю, (Руки вверх) С яблочком бегу домой, (Бег на месте) Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)
Как румян осенний сад! (легкие хлопки по щекам) Всюду яблоки висят. (руки поднять вверх) Краснобоки, краснощеки, (руки на поясе) На ветвях своих высоких (руки поднять вверх) Точно солнышки горят! (соединить руки в круг – «солнышко»)
Артикуляционная гимнастика
та же
ГРИБЫ
Пальчиковая гимнастика «Опята»
На пеньке живет семья,
Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.
2. Выделить начальный звук в словах: утка, уши, удав, Уля, улей и т.д.
3. Учить давать характеристику звука У, с опорой на различные виды контроля: звук
У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка),
обозначаем его красным квадратиком.
Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для челюсти «Окошко»Удержать рот открытым под счет до 5
«Рыбки» Беззвучное открывание и закрывание рта
Упражнение для губ «Улыбка» — «Трубочка»
Упражнения для языка «Блинчик» (удержание языка под счет до десяти).
«Иголочка»
Ягоды
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Улыбка» - «Трубочка»
«Лошадка»
«Окошко»
«Футбол»
Игра «Один-много»
Ягода-ягоды
Лист-…
Куст - …
Корзинка - …
Сок - …
Игра «Назови ласково»
Ягода – ягодка
Малина - …
Черника - …
Смородина - …
Клубника - …
Игра «Что с чем рядом? »
На доске картинки с изображением ягод.
«Что рядом с малиной (клубникой, смородиной, крыжовником, ежевикой) ?
Дети отвечают: «Рядом с малиной клубника и смородина. И т. д.
2. Игра «Составь предложение» .
На доске –картинки с изображением ягод.
Вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку? » Дети отвечают.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются. В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу. За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого. Землянику мы найдем, И братишке отнесем.
3. Физминутка.
Мы с друзьями в лес пойдем, Ягоды, грибы найдём, Их в корзинки соберём И домой мы принесём Мы кричим в лесу: «АУ» ! Эхо там живёт в бору.
Дети импровизируют движения в такт стихотворению.
4. Игра «Подбери слово» .
«Что можно делать с ягодами? »
(Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т. д. )
Развитие фонетико-фонематических процессов
- «Выдели звук».
Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д., дать ему
характеристику: гласный, обозначаем красным цветом. Закрепить: почему гласный
(воздух выходит свободно, не встречает преграды, получается песенка).
- «Поймай звук»
Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А.
Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.
Пальчиковая гимнастика
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка-
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка , стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
«Назови ласково»
Голова- головка
Хвост-хвостик
Лапы-лапки
Клюв-клювик
Крыло-крылышко
Перо-перышко
«Один - много»
В теплые края улетают много:
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц)
- Гнездо (гнёзд).
- Птенец (птенцов).
Измени по образцу:
Перо журавля – журавлиное перо,
Перо гуся - …
Перо утки - …
Перо ласточки - …
Какое слово отличается от других?
Грач, грач, врач, грач.
Ласточка, ласточка, тачка, ласточка.
Скворец, дворец, скворец, дворец.
Игра «Какой? Какая?»
Как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?
Аист какой? – Длинноклювый.
У аиста красный клюв – красноклювый.
У грача черные глаза – черноглазый.
У лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У цапли длинные ноги – длинноногая........
Как называются птенцы перелётной птицы?
-У скворца-… (скворчата)
-У грача-… (грачата)
-У журавля-… (журавлята)
-У кукушки-… (кукушата)
-У аиста-… (аистята)
-У лебедя-… (лебедята).
Игра «Выдели звук»
Выделять конечный звук в словах: микроскоп, потоп, суп, зуб,
тулуп.
Учить давать ему характеристику: звук П — согласный (воздух встречает преграду
— губы), обозначаем его синим цветом.
Звуковой анализ слогов АП, УП.
Осень
Обогащение и уточнение словаря:
Активизация слов: опадают, моросит, пасмурный, облачный.Уточнение признаков осени: солнце светит, но не греет, дует холодный ветер, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают, на небе тучи, идут дожди, моросит дождь, дни становятся короче, ночи длиннее, в огородах, на полях убрали урожай.
1. Ответь на вопросы полным предложением.
- Какое сейчас время года?
- Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)
2. «Угадай слово» (использование в речи глаголов в единственном и множественном числе).
- Ветер дует, а ветры … (дуют).
- Птица улетает, а птицы …
- Лист желтеет, а листья …
- Дождь моросит, а дожди …
- Холод наступает, а холода …
3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень». Например: осень (что делает?) —приходит, наступает, начинается...