kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания логопеда для воспитателей старшей логопедической группы по лексическим темам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания логопеда воспитателям по лексическим темам:
"Овощи", "Фрукты", "Грибы", "Ягоды", "Деревья", "Перелетные птицы", "Осень".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания логопеда для воспитателей старшей логопедической группы по лексическим темам»

ОВОЩИ







  1.  Учить называть и узнавать овощи


  1. Измени по образцу:

Один огурец- много огурцов,

Одна репка-…,

Одна луковица - …,

Одна редиска-..,

Один помидор - ….,

Один кабачок-…,

3. Назови ласково:

Огурец- огурчик.

Свекла-…,

Помидор-…,

Тыква-…,

лук-…,

Чеснок-…,

Морковь-…,

Баклажан-…

4. Какой сок?

Морковь- морковный.

Свекла-…,

Тыква-…

Лук-…,

Горох-…

Картофель-…,

Чеснок-…

Салат-…,

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу.     

Ох! .. (хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе  (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле  (загибаем по-очереди пальцы на руках)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

Ох!.. (хлопок в ладоши)



Хозяйка тем временем (раскрытой ладонью, поставленной на ребро,

ножик взяла делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки)

И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошку, капусту,  морковку, горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!.. (хлопок в ладоши)



Накрытые крышкой, в душном горшке  ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке   (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Картошка, капуста, мрковка,горох,

Петрушка и свёкла.       

  Ох!... (хлопок в ладоши)  

И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)







Артикуляционная гимнастика

  1. «Улыбочка».

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

  1. «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

  1. «Иголочка».

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.

4. «Лошадка».

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.



Дыхательная гимнастика

Дует ветер

Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес».

Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем,

светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки».

Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в».

(тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют.

Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога:

«Пришли в лес. Набрали много ягод. Собрались идти обратно.

Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» – педагог громко и длительно

произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.



Физкультминутка


Овощи


В огород пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки

Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают

И картошки накопаем, копают

Срежем мы кочан капусты срезают

Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками

Щавеля нарвем немножко «рвут»

И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки







ФРУКТЫ









1. Назови ласково:

Апельсин- апельсинчик,

яблоко-…, лимон-…,

мандарин-…, банан-…,

абрикос-… .


2. Измени по образцу:

Одно красное яблоко- много красных яблок,

Один желтый лимон-…,

Одна спелая слива-…,

Одна сладкая груша-… .


3. Какой сок?

Сок из абрикосов- абрикосовый, из лимонов-…,

из ананасов-…, из граната-…, из мандаринов-…,

из апельсинов-…, из персиков-… .

Варенье из яблок- яблочное, слив-…,

абрикосов-…, персиков-…


4.Продолжи предложения:

В магазине продают яблоки, апельсины,… .

Варенье можно сварить из слив, абрикосов,… .

Взрослые и дети любят фруктовые соки: яблочный, гранатовый,… .


5. Употреби слово в нужной форме:

Мы любим что? - Фрукты.

В магазине нет чего? ...

Дети спели песенку о чем?...

Нас угощали чем?...


6.Что не так?

На яблоне растут груши.

Апельсины, яблоки и сливы - это овощи.

Из персиков варят абрикосовое варенье.




Пальчиковая гимнастика «Компот»



Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком», пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) 
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).




Общие речевые навыки

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход: Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).



Физминутка «Яблочко»

На носочки я встаю, (Подняться на носки)
Яблочко я достаю, (Руки вверх)
С яблочком бегу домой, (Бег на месте)
Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши)

Как румян осенний сад! (легкие хлопки по щекам)
Всюду яблоки висят. (руки поднять вверх)
Краснобоки, краснощеки, (руки на поясе)
На ветвях своих высоких (руки поднять вверх)
Точно солнышки горят! (соединить руки в круг – «солнышко»)



Артикуляционная гимнастика

та же







ГРИБЫ





Пальчиковая гимнастика «Опята»



На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой дру­гой руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша

Две руки вместе ладонями вверх.

Есть у каждого своя.

«Крыша» из ладошек.





Физминутка «За грибами»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед,

пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Развитие лексико-грамматических процессов



1. Назови ласково:

Гриб- грибочек

Лес-

Лист-

Трава-

Мухомор –

Сыроежка-

Опенок –

Рыжик –

2. Один-много:

Гриб- грибы- много грибов

Лес-

Лист-

Трава-

Мухомор –

Сыроежка-

Опенок –

Рыжик –

3.Почему так называется?

Мухомор, подберезовик, сыроежка.



Развитие фонетико-фонематических процессов


1. Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.

2. Выделить начальный звук в словах: утка, уши, удав, Уля, улей и т.д.

3. Учить давать характеристику звука У, с опорой на различные виды контроля: звук

У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка),

обозначаем его красным квадратиком.





Развитие артикуляционной моторики


Упражнение для челюсти «Окошко» Удержать рот открытым под счет до 5

«Рыбки» Беззвучное открывание и закрывание рта

Упражнение для губ «Улыбка» «Трубочка»

Упражнения для языка «Блинчик» (удержание языка под счет до десяти).

«Иголочка»











Ягоды



Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»

«Улыбка» - «Трубочка»

«Лошадка»

«Окошко»

«Футбол»

Игра «Один-много»

Ягода-ягоды

Лист-…

Куст - …

Корзинка - …

Сок - …

Игра «Назови ласково»

Ягода – ягодка

Малина - …

Черника - …

Смородина - …

Клубника - …


Игра «Что с чем рядом? » 

На доске картинки с изображением ягод.

«Что рядом с малиной (клубникой, смородиной, крыжовником, ежевикой) ?

Дети отвечают: «Рядом с малиной клубника и смородина. И т. д. 

2. Игра «Составь предложение» . 

На доске –картинки с изображением ягод.

Вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку? » Дети отвечают. 




Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,                      Пальчики обеих рук  здороваются. 
В лес идем мы погулять.                Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,               и средними пальчиками по столу. 
За брусникой, за калиной.              Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.

3. Физминутка.

Мы с друзьями в лес пойдем, 
Ягоды, грибы найдём, 
Их в корзинки соберём 
И домой мы принесём 
Мы кричим в лесу: «АУ» ! 
Эхо там живёт в бору. 

Дети импровизируют движения в такт стихотворению. 

4. Игра «Подбери слово»

«Что можно делать с ягодами? »

(Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т. д. ) 

Развитие фонетико-фонематических процессов

- «Выдели звук».

Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д., дать ему

характеристику: гласный, обозначаем красным цветом. Закрепить: почему гласный

(воздух выходит свободно, не встречает преграды, получается песенка).

- «Поймай звук»

Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А.

- Определить место звука в словах:

Аня, акула, арбуз, акробат и т.д.

Закрепить ответ: звук находится в начале слова.













Деревья

Существительные: шиповник, смородина, малина, барбарис, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня,

ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.


Прилагательные: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

Глаголы: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

1. Упражнение «Один-много»

Лист – листья

Дуб -…

Клен -…

Тополь - …

Береза - …

Рябина -…

Осина - …

Сосна - …



2. «С какого дерева лист?»

Береза – березовый. 
Ель – еловый. 
Рябина – рябиновый. 
Сосна – сосновая. 
Осина – осиновый. 
Смородина – смородиновый. 
Липа – липовый. 
Яблоня – яблоневый.

3. Назови ласково:

Берёза- берёзка,

дуб-…,

осина-…,

ива-…,

рябина-…,

сосна-….

4. Сосчитай до пяти:

Один могучий дуб-…,

Одна плакучая ива-…,

Одно высокое дерево-…,





Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»



Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберём (загибают пальчики, начиная с большого)

маме осенний букет принесём(шагают по столу средним и указательным пальчиками).



5. Игра «Выдели звук».

Выделять начальные звуки в словах: утка, апельсин, ананас, утро, улитка, Аня и т.д.

Давать им характеристику: эти звуки гласные (потому что воздух выходит свободно и не встречает преграду), обозначаем их красным цветом.


6. Обозначение места звуков в схеме.


7. Какое слово отличается от других?

Дуб, дуб, зуб, дуб.

Осень, носим, осень, осень.

Малиновый, рябиновый, рябиновый, рябиновый.

Ветка, ветка, ветка, пипетка.

8. Какое слово не подходит?

Золото, золотистый, зола, позолота.

Ива, ивовый, криво, ивняк.

Листья, листочек, лист, лес.

Береза, березовый, березняк, подберезовик.

9. Что не так?

Под дубом дети собирали шишки.

На клене желтеют березовые листья.

Деревья закачались и подул ветер.

Осенью на деревьях появляются почки.

Зимой на деревьях зеленеют листья.

Сосна, кедр, ель сбрасывают иголки осенью.

10. Артикуляционная гимнастика

«Качели» - рот открыт, кончиком языка доставать до верхней и нижней губы.

«Часики» - рот открыт, язык за пределами рта движется из стороны в сторону.

«Чашечка» - рот открыт, края языка загнуты вверх.

«Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз.

«Лошадка» - щелкать кончиком языка.

«Маляр» - рот открыт, кончиком языка водить по небу вперед-назад.

«Горка» - рот открыт, кончик языка за нижними зубами, спинка языка выгнута вперед.






















Перелетные птицы






Обогащение и уточнение словаря:


Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка... Внешние признаки: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки. 


Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, летать, улетать, прилетать, подлетать, вылетать,  ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять. 


Прилагательные:  водоплавающие, болотные, насекомоядные, большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь,утка), проворный, голосистый.


Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.



Пальчиковая гимнастика

Тили-тели, тили-тели,                 (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели,                   (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

«Назови ласково»

Голова- головка

Хвост-хвостик

Лапы-лапки

Клюв-клювик

Крыло-крылышко

Перо-перышко

«Один - много»

В теплые края улетают много:

              - Грач (грачей).

             - Аист (аистов).

             - Жаворонок (жаворонков).

             - Скворец (скворцов).

             - Ласточка (ласточек).

             - Кукушка (кукушек).

 - Птица (птиц)

 - Гнездо (гнёзд).

 - Птенец (птенцов).



Измени по образцу:

Перо журавля – журавлиное перо,

Перо гуся - …

Перо утки - …

Перо ласточки - …

Какое слово отличается от других?

Грач, грач, врач, грач.

Ласточка, ласточка, тачка, ласточка.

Скворец, дворец, скворец, дворец.

Игра «Какой? Какая?» 

Как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?

Аист какой? – Длинноклювый.

У аиста красный клюв – красноклювый.

У грача черные глаза – черноглазый.

У лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У цапли длинные ноги – длинноногая........ 


Как называются птенцы перелётной птицы?

-У скворца-… (скворчата)

-У грача-… (грачата)

-У журавля-… (журавлята)

-У кукушки-… (кукушата)

-У аиста-… (аистята)

-У лебедя-… (лебедята).


Игра «Выдели звук»

Выделять конечный звук в словах: микроскоп, потоп, суп, зуб,

тулуп.

Учить давать ему характеристику: звук П — согласный (воздух встречает преграду

— губы), обозначаем его синим цветом.


Звуковой анализ слогов АП, УП.


Осень


Обогащение и уточнение словаря:


Активизация словопадают, моросит, пасмурный, облачный. Уточнение признаков осени: солнце светит, но не греет, дует холодный ветер, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают, на небе тучи, идут дожди, моросит дождь, дни становятся короче, ночи длиннее, в огородах, на полях убрали урожай. 



1. Ответь на вопросы полным предложением.

- Какое сейчас время года?

- Какие осенние месяцы ты знаешь? (выучить)



2. «Угадай слово» (использование в речи глаголов в единственном и множественном числе).

- Ветер дует, а ветры … (дуют).

- Птица улетает, а птицы …

- Лист желтеет, а листья …

- Дождь моросит, а дожди …

- Холод наступает, а холода …

3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например: осень (что делает?) приходит, наступает, начинается...

птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ...

дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ...

4. Игра «Подбери признак» по теме «Осень».

Например: солнце (какое?) — тусклое...

листья — ... небо — ... земля — ... облака — ...

трава — ... дождь — ... день — ... ветер — ...


5. «Назови, какая погода». 

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – ветреная.

Если на улице холодно, какая погода? – холодная.

Если пасмурно – пасмурная. Если сыро – сырая.

Если хмуро – хмурая. Если солнечно – солнечная. Если ясно – ясная.


6. Игра «Скажи наоборот»

Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный

день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья

вырастают — листья опадают, прилетают — улетают. И т.д.






Физминутка

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет, Изображают рупор.

Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края. (А. Плещеев)

Изображают улетающих птичек.


Артикуляционная гимнастика

«Лошадка»

«Качели»

«Часики»

«Улыбка- Трубочка»


7. Игра «Выдели звук».

Выделять начальный звук в словах: окунь, окна, обруч, осень с

дальнейшей характеристикой.


8. Звуковой анализ слога ОП.


9. Игра «Слушай, повторяй»

Ап - on - уп; уп - ап - оп. И т.д.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания логопеда для воспитателей старшей логопедической группы по лексическим темам

Автор: Канина Валентина Яковлевна

Дата: 28.11.2018

Номер свидетельства: 488044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства