Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей . Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Закаливание детей дошкольного возраста»
Организация по закаливанию в ДОУ СОШ
«Частное общеобразовательное учреждение
начальная школа-детский сад №67 ООО «РЖД»
инструктор физической культуры высшей категории
Мальгина И.Д.
Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей . Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.
Однако такая система закаливания в дошкольном учреждении при наличии ограниченного штата персонала, с одной стороны, и достаточно большого числа детей в группе с другой, вызывает определенные трудности. Поэтому предпочтение надо отдавать подгрупповым методикам, позволяющим одновременно охватывать всех детей группы при наименьшей занятости персонала.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в яслях или детском саду. Для этого необходимы:
четкая организация теплового и воздушного режима в помещении ("температурная" гигиена);
рациональная, неперегревающая одежда детей;
— соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 часов в день при 1° воздуха до
15-20°);
сон при открытых фрамугах;
гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав и др.);
хождение босиком в группе (при температуре пола +18°) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Кроме того, необходимы и специальные меры закаливания:
воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по гальке;
контрастные воздушные ванны (циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима —из "холодной" комнаты в "теплую" и обратно с увеличением контраста температуры от + 3-4° до + 13-14°) в комплексе с дыхательной гимнастикой и методами рефлексотерапии;
— контрастное обливание ног (+ 36° — + 26° — + 36°) в комплексе с профилактическим массажем стоп;
— контрастные водные процедуры (бдссейн — душ — бассейн) с увеличением контраста температур и др.
Рекомендации по проведению закаливающих процедур должен давать врач, отмечая их в "Журнале здоровья", индивидуальном для каждой возрастной группы в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.
Следует помнить, что при чрезмерном превышении интенсивности закаливающих процедур можно допустить срывы адаптации, проявляющиеся в ухудшении состояния здоровья и самочувствия ребенка. Поэтому при работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров;
недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно (от щадящих к более интенсивным), с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю);
комплексное использование всех природных факторов.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим можно использовать следующую памятку для воспитателей:
обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут досна;
первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель;
проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры воздуха на 3-5 градусов;
для быстрого засыпания детей использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры: в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр и т.д.. Необходимо учить воспитателей определять признаки утомления у детей по окраске кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Причем, для того, чтобы дети не перегревались и не простуживались, следует организовывать выход на прогулку подгруппами, а ее длительность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями.