kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие «Достоинство и благородство».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие «Достоинство и благородство».»

Конспект занятия в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию.

На тему «Достоинство и благородство».

Цель: формирование полоролевой социализации, чувства собственного достоинства.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;

- учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;

- способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;

- способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;

Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); детские рисунки «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.

Ход НОД.

Педагог. Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель средней группы. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, воспитатель нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Воспитатель видела у нас группе много книг, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам.

- Ребята, вы согласны помочь средней группы?

Дети. Да.

Педагог. Как будем помогать?

Дети высказывают предположения.

Чтобы получилась интересно, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.

- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

- Как поступила Оля?

Дети. Она бросила мусор в лесу.

Педагог. Что сделала Лида?

Дети. Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.

Педагог. Как показали себя девочки?

Дети. Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.

Педагог. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?

Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.

Педагог. Поступок какой девочки можно назвать достойным?

Дети. Поступок Лиды.

Педагог. В чем проявилось достоинство Лиды?

Дети. Лида бережно относится к красоте природы.

Педагог. Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?

Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.

Педагог. Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?

Дети. Радость.

Педагог. Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство.

- Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?

Дети. Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.

Педагог. Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.

Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.

- Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно передать воспитателю средней группы как о достойных поступках?

Педагог. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.

Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».

- Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок?

Педагог. Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю нарисовать рисунки о хороших поступках и сделать альбом «Наши добрые дела».

Дети рисуют рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и делают книгу.

Педагог предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.

Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?

- Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?

Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.

Педагог. Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?

Дети. Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.

Педагог. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них. «Защитник» О. Бундура.

ЗАЩИТНИК

На десять сантиметров,

На десять сантиметров -

А может быть, и больше

За лето я подрос!

А это так заметно,

И против прежней метки

Теперь уж не макушка

Находится, а нос!

Такой высокий выйду,

Пройду с суровым видом,

У малышей спрошу я:

— Ну, кто вас обижал?

Они ответят хором:

— Он там, за тем забором,

Тебя увидел — сразу

От страха убежал!

О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?

Дети. Этот мальчик всегда защищает малышей.

Педагог. Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья.

- Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?

Дети. Да.

Педагог. А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.

Игра «Мужские качества».

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).

Педагог. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.

Далее воспитатель подводит детей к мысли: мужчины — мужественные, благородные люди. Но любой может ошибиться и сделать что-то не так.

Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.

«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.

Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

- Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?

Дети отвечают.

- В чем проявляется достоинство девочек?

Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.

Педагог. Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?

Педагог. Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина.

- А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?

Дети отвечают.

Игра «Хорошо — плохо».

По предложению педагога дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.

Педагог. Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?

Дети. Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.

Педагог. Чему она может научить детей средней группы?

Дети отвечают.

Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?

Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.

Педагог. Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?

Дети. Нужно быть сильными, умными.

Педагог. Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?

Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.

Педагог. Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других.

Дети и педагог рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.

Мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям средней группы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие «Достоинство и благородство».

Автор: Агина Мария Александровна

Дата: 25.12.2021

Номер свидетельства: 596100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект Урок - раздумье "Нести добро людям" (по рассказу В. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-urok-razdum-ie-niesti-dobro-liudiam-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402538815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект по литературному чтению.Тема: Л.Чарская. «Живая перчатка» "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-l-charskaia-zhivaia-pierchatka"
    ["file_id"] => string(6) "220528"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434684564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация к занятиям внеурочной деятельности "Рисуем портрет вместе с учителем""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_zaniatiiam_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_risuiem_portriet_vmies"
    ["file_id"] => string(6) "407866"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491739213"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Внеклассное занятие"
    ["seo_title"] => string(22) "vneklassnoe_zaniatie_2"
    ["file_id"] => string(6) "574754"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1614846267"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) ""Достоинство и благородство""
    ["seo_title"] => string(26) "dostoinstvo_i_blagorodstvo"
    ["file_id"] => string(6) "599385"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1643776070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства