Просмотр содержимого документа
«Занятие «Достоинство и благородство».»
Конспект занятия в подготовительной группе по социально-коммуникативному развитию.
На тему «Достоинство и благородство».
Цель: формирование полоролевой социализации, чувства собственного достоинства.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;
- учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;
- способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;
- способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;
Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); детские рисунки «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.
Ход НОД.
Педагог. Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель средней группы. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, воспитатель нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Воспитатель видела у нас группе много книг, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам.
- Ребята, вы согласны помочь средней группы?
Дети. Да.
Педагог. Как будем помогать?
Дети высказывают предположения.
Чтобы получилась интересно, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.
- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
- Как поступила Оля?
Дети. Она бросила мусор в лесу.
Педагог. Что сделала Лида?
Дети. Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.
Педагог. Как показали себя девочки?
Дети. Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.
Педагог. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?
Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.
Педагог. Поступок какой девочки можно назвать достойным?
Дети. Поступок Лиды.
Педагог. В чем проявилось достоинство Лиды?
Дети. Лида бережно относится к красоте природы.
Педагог. Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?
Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.
Педагог. Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?
Дети. Радость.
Педагог. Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство.
- Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?
Дети. Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.
Педагог. Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.
Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.
- Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно передать воспитателю средней группы как о достойных поступках?
Педагог. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.
Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».
- Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок?
Педагог. Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю нарисовать рисунки о хороших поступках и сделать альбом «Наши добрые дела».
Дети рисуют рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и делают книгу.
Педагог предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.
Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?
- Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?
Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.
Педагог. Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?
Дети. Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.
Педагог. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них. «Защитник» О. Бундура.
ЗАЩИТНИК
На десять сантиметров,
На десять сантиметров -
А может быть, и больше
За лето я подрос!
А это так заметно,
И против прежней метки
Теперь уж не макушка
Находится, а нос!
Такой высокий выйду,
Пройду с суровым видом,
У малышей спрошу я:
— Ну, кто вас обижал?
Они ответят хором:
— Он там, за тем забором,
Тебя увидел — сразу
От страха убежал!
О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?
Дети. Этот мальчик всегда защищает малышей.
Педагог. Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья.
- Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?
Дети. Да.
Педагог. А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?
Дети отвечают.
Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.
Игра «Мужские качества».
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).
Педагог. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.
Далее воспитатель подводит детей к мысли: мужчины — мужественные, благородные люди. Но любой может ошибиться и сделать что-то не так.
Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.
«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.
На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.
На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.
Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.
- Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?
Дети отвечают.
- В чем проявляется достоинство девочек?
Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.
Педагог. Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?
Педагог. Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина.
- А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?
Дети отвечают.
Игра «Хорошо — плохо».
По предложению педагога дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.
Педагог. Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?
Дети. Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.
Педагог. Чему она может научить детей средней группы?
Дети отвечают.
Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?
Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.
Педагог. Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?
Дети. Нужно быть сильными, умными.
Педагог. Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?
Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.
Педагог. Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других.
Дети и педагог рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.
Мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям средней группы.