kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие мир казачьему дому

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассказать и показать весь быт казачьего дома. узнать много нового об их оброзе жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие мир казачьему дому»


КОНСПЕКТ НОД для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Мир казачьего дома»

Воспитатель: Шелкоплясова Н.В.


Цель:

- создать среду способствующую развитию познавательных и творческих способностей ребенка, обеспечивать активную, содержательную деятельность детей.

- продолжать знакомить детей с бытом, традициями казачества.

- продолжать работу по формированию представлений об одежде казаков.

- расширять знания о различии в воспитании казачат и казачек.

- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой народ. - любовь к Родине через знакомство с историей, бытом и традициями казачества.

Оборудование: самовар, крынка, чугунки, плетень, декоративные дорожки. Пяльцы с вышивкой, сундук, лавки, фотографии. Казачьи костюмы, экран, проектор, ноутбук, карта России.

Ход :

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.

Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)

Утром солнышко встает, (дети поднимают руки вверх)

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я: (дети шагают на месте)

– Здравствуй, улица моя! (руки в стороны)

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне  (машут руками как птицы)

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти! (прыжки на месте)

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я, (руки вверх покачивают в стороны)

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя! (руки в стороны)

Ребята, кто из вас знает, как называется наша родина?

(Дети подходят к карте России)

Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как называется наша страна?

Дети. Наша страна называется Россия.


Воспитатель. Мы с вами живем в Ставропольском крае. Обратите внимание на карту, наш Ставропольский край расположен в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа.

1-й ребенок:

Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

2 ребенок:

Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата: «Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье сто лет!»

Воспитатель: Ставропольский край - казачья земля. И сегодня мы с вами поближе познакомимся с традициями казачества. А поможет нам совершить путешествие в прошлое платок. Да-да, именно платок, но не простой, а из бабушкиного сундука…

- Платком ярким мы махнем,

В прошлое мы попадем.

В платке ярком расписном

Входит старина в наш дом.

ВоспитательКазак –удалец, вольный человек. Так стали называть вольных людей с окраины России. Главной особенностью казачьего быта была их военная организация. Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности. Поэтому мужчины выезжали на полевые работы, рыбную ловлю. На охоту, вооруженными. Девушки и женщины тоже умели владеть оружием, были случаи, когда женщины в отсутствии мужчин защищали свои станицы. Во главе казачьего войска стоял атаман. Я приглашаем вас, совершить экскурсию по музею.

-Дети, посмотрите, сегодня мы с вами пришли на экскурсию в наш музей «Казачья горница»

Вспомните кто такие казаки? (наши предки вольные люди, которые селились по берегам рек и защищали границы России от врагов)

Мы приглашаем вас совершить экскурсию по музею. Сейчас наши экскурсоводы познакомят вас с экспонатами музея. (Заходят экскурсоводы воспитанники групп) Вед. Казачий костюм складывался веками. Прошло много лет, но ничего не изменилось.

1 экскурсовод: верхняя часть костюма называется черкеска, она надевалась на рубаху. На груди с двух сторон от выреза нашиты «патронташи», куда вставляются газыри (пустые патроны).Штаны-шаровары ,по бокам пришиты лампасы. Башлык-капюшон, надевался поверх папахи. Бурка-плащ из шерсти, служит защитой от непогоды не только казака, но и лошади. Папаха - головной убор, сшитый из овчины, особая гордость казака, она хранилась на видном месте и передавалась мужчинам по наследству. Папаху казак мог потерять только вместе с головой.


Вед. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект. При них были обязательно конь и оружие. Экскурсовод Максим нам расскажет об оружии казака.


2 экскурсовод: на ремне казак носил шашку и кинжал нагайку. Рукоятка и ножны кинжала украшали золотом и серебром. Шашку хранили дома на видном месте и передавали от деда к внуку. Потерять папаху, кинжал или шашку - большой позор для казака.

Вед. А теперь экскурсовод расскажет о том, как одевались казачки.


3 экскурсовод: казачки носили яркие разноцветные кофты с рюшами и оборками, юбки тоже были яркие и нарядные, длинные с оборками, чтобы видно было только сапожки. На голове казачки носили яркие платки и косынки. Когда казачка в доме, она надевала поверх юбки фартук, а когда выходила из дома, фартук снимала. Казачки носили украшения - серьги, браслеты, кольца и монисты. Ценностью казачки считалась длинная коса, подчеркивающая ее красоту.

Вед. Перенесемся в старину и вспомним, как жили казаки.

4 экскурсовод: посмотрите, перед вами казачий дом. В старину его называли - ХАТА или Курень. Крышу делали из соломы или камыша. Дом казака был саманным (из глины и камыша), а снаружи его белили известью. Дом казака утопал в зелени цветов и деревьев. А вокруг дома ставили плетень (забор).

Вед. Предлагаю Вам зайти в хату казака – познакомиться с укладом быта казачьей семьи.

5 экскурсовод: хата делилась на две половины: левую - женскую, правую -мужскую. Левая сторона была потеплее. А центром казачьей хаты была печь-ГРУБКА. Печь была нужна для приготовления пищи и обогрева жилища. Ее топили хворостом, соломкой, кукурузными будылями. Казачки всегда следили за чистотой. Печь подбеливали после каждой стряпни. Еще на печки был вмазан кусок зеркала - хозяйке посмотреть, не измазана ли сажей.

6 экскурсовод: казачки отличались большой аккуратностью, содержали дом и хозяйство в чистоте. А где хранилась посуда? На печке и хранилась посуда: казаны, чугунки, сковородки. А рядом с печью находился стол, чтобы еда была «с пылу, с жару!» Казаки умели готовить много блюд, а отличительной особенностью казачьей кухни было то, что продукт предпочитали готовить целиком. Даже капусту квасили целиком.

7 экскурсовод: а в углу комнаты находился сундук, в котором лежало приданое дочерей , вещи которые пригодятся девочке для будущей семьи. Еще была кровать с горой пуховых подушек. Над кроватью - ковер, на котором висело оружие. Полы в хате были земляные, а на них самотканые цветные коврики.

Вед. Большое значение в казачьей семье уделялось воспитанию детей

8 экскурсовод: мальчиков с детских лет приучали к военному делу -обхождению с лошадью, владению оружием. С трех лет начинали приучать к верховой езде, а в семь - казачонку стригли чуб. Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны дарил старший в роду.

Вечером старшие братья выбрасывали из его постели мягкие подушки и теплое одеяло, приговаривая: «Ты, брат, уже не дитя, а считай пол казака!» Мальчиков воспитывали гораздо строже, чем девочек. Мальчики уже с пяти лет работали с родителями в поле, а частенько их увозили с собой на службу и даже войну!

Вед. О том, как воспитывали казаки девочек, расскажет экскурсовод .

9 экскурсовод: так как казаки воевали, то работа по хозяйству ложилась на женские плечи. Доля казачки была нелегкой, поэтому готовить к жизни ее начинали с детства. Девочка помогала по хозяйству, подметала пол, мыла посуду. А еще девочек учили шить, вышивать, вязать. Была и особенная забота – нянчить младших. Когда девочка подрастала, дедушка покупал и надевал ей на палец серебряное колечко. Это означало, что его внучка уже не « дитя», а «барышня». Такую девочку называли « Хваленка». С момента получения колечка она начинала готовить себе приданое. Девушки собирали себе приданое и зимними вечерами пели казачьи песни.

Песня «Ессентукские казаки»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Занятие мир казачьему дому

Автор: Нина Васильевна Шелкоплясов

Дата: 17.06.2020

Номер свидетельства: 553497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Внеклассное мероприятие Мероприятие «Воспитание верой.Традиции казачества.Казачий круг.» "
    ["seo_title"] => string(100) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-mieropriiatiie-vospitaniie-vieroi-traditsii-kazachiestva-kazachii-krugh"
    ["file_id"] => string(6) "234836"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443536234"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Степь да воля - казачья воля "
    ["seo_title"] => string(30) "stiep-da-volia-kazach-ia-volia"
    ["file_id"] => string(6) "184845"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426097917"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Открытое занятие на тему: «Лермонтов и музыка», посвящённое 200 – летию со дня рождения поэта. "
    ["seo_title"] => string(104) "otkrytoie-zaniatiie-na-tiemu-liermontov-i-muzyka-posviashchionnoie-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "195747"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427960477"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка внеклассного мероприятия на тему «Год культуры – история Кубани в лицах»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_na_temu_god_kultury_istoriia_kubani_v_lits"
    ["file_id"] => string(6) "561922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1604139231"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект НОД в средней группе «Калач приестся, а хлеб никогда»."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiektnodvsriednieighruppiekalachpriiestsiaakhliebnikoghda"
    ["file_id"] => string(6) "288901"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454689749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства