Просмотр содержимого документа
«Занятие мир казачьему дому»
КОНСПЕКТ НОД для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Мир казачьего дома»
Воспитатель: Шелкоплясова Н.В.
Цель:
- создать среду способствующую развитию познавательных и творческих способностей ребенка, обеспечивать активную, содержательную деятельность детей.
- продолжать знакомить детей с бытом, традициями казачества.
- продолжать работу по формированию представлений об одежде казаков.
- расширять знания о различии в воспитании казачат и казачек.
- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой народ. - любовь к Родине через знакомство с историей, бытом и традициями казачества.
Оборудование: самовар, крынка, чугунки, плетень, декоративные дорожки. Пяльцы с вышивкой, сундук, лавки, фотографии. Казачьикостюмы, экран, проектор, ноутбук, карта России.
Ход :
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.
Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)
Утром солнышко встает, (дети поднимают руки вверх)
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я: (дети шагают на месте)
– Здравствуй, улица моя! (руки в стороны)
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне (машут руками как птицы)
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти! (прыжки на месте)
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я, (руки вверх покачивают в стороны)
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя! (руки в стороны)
Ребята, кто из вас знает, как называется наша родина?
(Дети подходят к карте России)
Воспитатель. Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как называется наша страна?
Дети. Наша страна называется Россия.
Воспитатель. Мы с вами живем в Ставропольском крае. Обратите внимание на карту, наш Ставропольский край расположен в центральной части Предкавказья и на северном склоне Большого Кавказа.
1-й ребенок:
Мы живем на Кавказе среди гор и степей,
Мы живем на Кавказе и нет места милей.
Любим мы свой казачий край.
Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!
2 ребенок:
Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,
Говорят казачата: «Пусть всегда будет мир!
Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,
Пусть всегда будет радость и здоровье сто лет!»
Воспитатель: Ставропольский край - казачья земля. И сегодня мы с вами поближе познакомимся с традициями казачества. А поможет нам совершить путешествие в прошлое платок. Да-да, именно платок, но не простой, а из бабушкиного сундука…
- Платком ярким мы махнем,
В прошлое мы попадем.
В платке ярком расписном
Входит старина в наш дом.
Воспитатель: Казак –удалец, вольный человек. Так стали называть вольных людей с окраины России. Главной особенностью казачьего быта была их военная организация. Жизнь в пограничной полосе подвергала казакапостоянной опасности. Поэтому мужчины выезжали на полевые работы, рыбную ловлю. На охоту, вооруженными. Девушки и женщины тоже умели владеть оружием, были случаи, когда женщины в отсутствии мужчин защищали свои станицы. Во главе казачьего войска стоял атаман. Я приглашаем вас, совершить экскурсию по музею.
-Дети, посмотрите, сегодня мы с вами пришли на экскурсию в наш музей «Казачья горница»
Вспомните кто такие казаки? (наши предки вольные люди, которые селились по берегам рек и защищали границы России от врагов)
Мы приглашаем вас совершить экскурсию по музею. Сейчас наши экскурсоводы познакомят вас с экспонатами музея. (Заходят экскурсоводы воспитанники групп) Вед. Казачий костюм складывался веками. Прошло много лет, но ничего не изменилось.
1 экскурсовод: верхняя часть костюма называется черкеска, она надевалась на рубаху. На груди с двух сторон от выреза нашиты «патронташи», куда вставляются газыри (пустые патроны).Штаны-шаровары ,по бокам пришиты лампасы. Башлык-капюшон, надевался поверх папахи. Бурка-плащ из шерсти, служит защитой от непогоды не только казака, но и лошади. Папаха - головной убор, сшитый из овчины, особая гордость казака, она хранилась на видном месте и передавалась мужчинам по наследству. Папаху казак мог потерять только вместе с головой.
Вед. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект. При них были обязательно конь и оружие. Экскурсовод Максим нам расскажет об оружии казака.
2 экскурсовод: на ремне казак носил шашку и кинжал нагайку. Рукоятка и ножны кинжала украшали золотом и серебром. Шашку хранили дома на видном месте и передавали от деда к внуку. Потерять папаху, кинжал или шашку - большой позор для казака.
Вед. А теперь экскурсовод расскажет о том, как одевались казачки.
3 экскурсовод: казачки носили яркие разноцветные кофты с рюшами и оборками, юбки тоже были яркие и нарядные, длинные с оборками, чтобы видно было только сапожки. На голове казачки носили яркие платки и косынки. Когда казачка в доме, она надевала поверх юбки фартук, а когда выходила из дома, фартук снимала. Казачки носили украшения - серьги, браслеты, кольца и монисты. Ценностью казачки считалась длинная коса, подчеркивающая ее красоту.
Вед. Перенесемся в старину и вспомним, как жили казаки.
4 экскурсовод: посмотрите, перед вами казачий дом. В старину его называли - ХАТА или Курень. Крышу делали из соломы или камыша. Дом казака был саманным (из глины и камыша), а снаружи его белили известью. Дом казака утопал в зелени цветов и деревьев. А вокруг дома ставили плетень (забор).
Вед. Предлагаю Вам зайти в хату казака – познакомиться с укладом быта казачьей семьи.
5 экскурсовод: хата делилась на две половины: левую - женскую, правую -мужскую. Левая сторона была потеплее. А центром казачьей хаты была печь-ГРУБКА. Печь была нужна для приготовления пищи и обогрева жилища. Ее топили хворостом, соломкой, кукурузными будылями. Казачки всегда следили за чистотой. Печь подбеливали после каждой стряпни. Еще на печки был вмазан кусок зеркала - хозяйке посмотреть, не измазана ли сажей.
6 экскурсовод: казачки отличались большой аккуратностью, содержали дом и хозяйство в чистоте. А где хранилась посуда? На печке и хранилась посуда: казаны, чугунки, сковородки. А рядом с печью находился стол, чтобы еда была «с пылу, с жару!» Казаки умели готовить много блюд, а отличительной особенностью казачьей кухни было то, что продукт предпочитали готовить целиком. Даже капусту квасили целиком.
7 экскурсовод: а в углу комнаты находился сундук, в котором лежало приданое дочерей , вещи которые пригодятся девочке для будущей семьи. Еще была кровать с горой пуховых подушек. Над кроватью - ковер, на котором висело оружие. Полы в хате были земляные, а на них самотканые цветные коврики.
Вед. Большое значение в казачьей семье уделялось воспитанию детей
8 экскурсовод: мальчиков с детских лет приучали к военному делу -обхождению с лошадью, владению оружием. С трех лет начинали приучать к верховой езде, а в семь - казачонку стригли чуб. Обучение начиналось после праздника первых штанов. Штаны дарил старший в роду.
Вечером старшие братья выбрасывали из его постели мягкие подушки и теплое одеяло, приговаривая: «Ты, брат, уже не дитя, а считай пол казака!» Мальчиков воспитывали гораздо строже, чем девочек. Мальчики уже с пяти лет работали с родителями в поле, а частенько их увозили с собой на службу и даже войну!
Вед. О том, как воспитывали казаки девочек, расскажет экскурсовод .
9 экскурсовод: так как казаки воевали, то работа по хозяйству ложилась на женские плечи. Доля казачки была нелегкой, поэтому готовить к жизни ее начинали с детства. Девочка помогала по хозяйству, подметала пол, мыла посуду. А еще девочек учили шить, вышивать, вязать. Была и особенная забота – нянчить младших. Когда девочка подрастала, дедушка покупал и надевал ей на палец серебряное колечко. Это означало, что его внучка уже не « дитя», а «барышня». Такую девочку называли « Хваленка». С момента получения колечка она начинала готовить себе приданое. Девушки собирали себе приданое и зимними вечерами пели казачьи песни.