Конспект занятия в подготовительной группе Край родной мой, Ставропольский
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Региональный компонент.
Тема: Край родной мой, Ставропольский. Задачи образовательных областей:
Познание: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и г. Ессентуки, обычаи ставропольцев). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны - России. Развивать логическое мышление.
Коммуникация: развивать связную речь детей; развивать навык чтения у читающих детей; практическое овладение письменной речью (печатание слов ). Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Социализация: формировать любовь к родному городу, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.
Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.
Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края (СК), животноводство и сельское хозяйство СК, символы г. Ставрополь и Кав Мин Вод, Символика СК и г. Ессентуки (флаг и герб), картины П.М.Гречишкина; детские книги А.Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень ,овёс), пшеничные колосья (в вазе), минеральная вода в стекле (Нарзан, Ессентуки, Славяновская, Смирновская), бумага для печатания, карандаши простые, медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).
Предварительная работа:
беседа: «Я живу на Ставрополье»,
рассматривание иллюстраций о СК, карты СК;
знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П.М.
детского поэта-А.Е.Екимцева;
чтение легенд о СК;
экскурсия в детскую библиотеку, Дворец культуры ;
разучивание логоритмики «Край широкий Ставропольский…»,
Словарь: Родина, Ставропольский край, хлеборобный край, край золотого руна. Ставрополь - город креста, герб, флаг. Ставропольская крепость, житница, здравница. Полезные ископаемые, обычаи, гостеприимство, хлебосольство, хлебобулочные изделия, мерзлота. Города-курорты, источник, поэт, художник, легенда. Интеграция: П, К, С, Ф, Ч. Выносим хлеб с солью. Закрепляем обычаи русских людей
Ход: (Организационный момент).
Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Глазки хорошо открыли,
Ушки навострили.
Будем думать, рассуждать
И немного удивлять.
- Удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае. (рассаживаются на стулья)
Ребёнок: Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Отчий дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной весёлый двор. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна.
- Дети, а для вас, что такое Родина? - Место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина)
- Для нас с вами наша малая родина - это г. Ессентуки. Назовите адрес нашего проживания в России. - Итак, в каком крае мы живём. (Добиваться полных ответов) - Главный город края? - Почему он назван именно так? (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости (защита от врагов) – Ставропольская крепость - более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили. - Каменный крест является символом города.
Вношу необычный цветок: сердцевина - очертания территории ставропольского края(СК), вокруг- семь лепестков(богатства края)
-Что у меня в руках? -Это необычный цветок , цветик - семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание, на середину цветка. Что она вам напоминает? (очертания территории СК. ) Если дети затрудняются ,можно поднести к карте СК и сравнить). - Сердцевина цветка - это наш СК, а лепестки – богатства края. -Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край. Лепестки:
1.Природа края (природные ландшафты, животные, растения)
2.Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья)
3.Животноводство (на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйца, шерсть, рыба)
4.Подземные богатства (полезные ископаемые)
5.Знаменитые люди края.
6.Символика СК (на лепестке изображены символы СК - герб и флаг)
7. Обычаи ставропольцев.
«Отрываем» по лепестку, надписи на лепестках читают дети
1.Природа края. (ЧИТАЕТ РЕБЁНОК) - Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (п.ч. на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места): полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота.
- Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань, Терек, Егорлык)
- Какие озёра вы знаете (Солёное озеро, Тамбуканское озеро, Провал)
- Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское) Названия каких гор СК вы запомнили.
Логоритмика «Родные просторы»
Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)
Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)
Все места родной страны: (разводят руки перед собой)
Степи утопают здесь в цветах, (делают черту рукой перед собой и показывают «бутон»)
Реки горные торопятся, шумят,( бегут «змейкой»,взявшись за руки)
А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)
Юг России, но и здесь есть мерзлота, (показывают «солнце»; изображают, как им холодно)
Что не тает никогда. (показывают указательным пальцем отрицание)
Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)
Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)
Только тут пирамиды гор встают, (группируются по 2-3 человека, руки вверху соединяют)
И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)
В них животные живут. (изображают разных животных)
И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)
Ах, Ставрополье, край лучистый, (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню. (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)
-Ребята, в каком месте на Ставрополье можно увидеть постоянную мерзлоту? (у подножия г. Развалка)
2. Сельское хозяйство.
- Дети, что изображено на следующем лепестке? (колос пшеничный)
- Как по-другому ещё называют наш край? (Житницей, край хлеборобов)
- Почему?
- Пшеничный колос можно по праву считать символом СК. (вношу вазу с пшеничными колосьями, ставлю на видное место)
- Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье - это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите.
Д/игра «Определи полевую культуру» (на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название)
- Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)
- Что ещё выращивают в ставропольском крае? (овощи, фрукты, виноград)
3. Животноводство. (читает ребёнок)
-СК называют ещё и краем золотого руна. Что такое руно? (шерсть)
-Какие животные дают нам шерсть? - Сейчас вы пройдёте к столам и напечатаете на бумаге каких других животных и птиц выращивают на Ставрополье.
Печатание слов. - В ставропольском крае на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей и пчёл.
4. Полезные ископаемые. (читает ребёнок)
- Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землёй. Приносит человеку пользу)
Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными
Нефть, песок, природный газ,
гравий, глину, известняк,
грязь лечебную и соль, И живительный источник -
минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками)
- Минеральная вода одно из главных богатств СК. Ребята, вспомните легенду о том, как появилась эта живительная вода (про путника, который отблагодарил горца - нарта за его щедрость и доброту) - И потянулись к водам коляски, брички, поезда..
И шла молва : от всех недугов целит кавказская вода.
Ставропольский поэт С. Рыбалко о возрождении курортов.
- В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие?
- Я вам предлагаю немножко отдохнуть и испить целительный напиток под названием
… (дети читают на бутылке: нарзан)
- Как по-другому называют этот напиток? (богатырский)
- Почему? (люди, испившие его становились крепкими и здоровыми)
- Вот и мы с вами немного поправили своё здоровье и сейчас его укрепим.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать, Шесть - на место сесть опять.
5. Знаменитые люди края. (читает ребёнок)
-Посмотрим на эти замечательные картины. Кто их автор? (Гречишкин П. М.- знаменитый ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать природу)
- София, прочтёт стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться. Стихотворение «Дедушка Туман»
Дедушка Туман
Лес в карман, поля в карман Спрятал Дедушка Туман, Спрятал копны и стога, И лужайки, и луга, Даже солнышко в карман Спрятал Дедушка Туман. Только он совсем забыл, Что карман дырявым был. За рекою в гору лез, Потерял поля и лес, Потерял потом луга, Копны сена и стога. У высокого кургана, Где дремал костра дымок, Из дырявого кармана Солнце вылезло само. - Кто же автор этого стихотворения? (Александр Ефимович Екимцев)
- В нашем городе проживает ещё один, знаменитый на весь мир человек- Тихомиров - показ фото - Наш край славен известными людьми, которые прославили свой край и родную страну. С некоторыми из них мы уже познакомились. Но мы и дальше будем продолжать знакомиться с творчеством знаменитых и интересных людей Ставрополья.
6. Символика СК. (читаю сама) - Отличительными символами СК являются..? (показываю герб и флаг) - Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (п.ч. сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время - губерния, город)
- Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)
- Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав РФ) - Почему полотнище флага СК золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев) - Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь - краевой центр) - Ребята, чей это герб и флаг? (показ символов г. Ессентуки)
Пальчиковая гимнастика про солнышко
Солнышко, солнышко в небе свети! (потянуться руками вверх, встать на носки)
Яркие лучики к нам протяни. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои, (разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Нас покружи, нас покружи, (покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок. (образовать круг) (идти по кругу)
Солнышко с нами по кругу идет.
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко скрылось, ушло на покой. (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку)
Мы же на место сядем с тобой. (спокойно сесть на свое место)
7. Обычаи Ставропольцев
- Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы - чеченцы, даргинцы, карачаевцы) - Но всех нас, людей проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи – это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. ( хлебом, солью, низким поклоном). – Почему именно с солью встречали гостей? (п.ч.соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям) -Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай) -Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим - хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же, подарки-открытки: самые красивые места СК.
Заключительная часть
- Мы рассмотрели все лучики - богатства СК. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш Ставропольский край. -Вот наш цветик-семицветик, все богатства СК. -Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю . Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Всё, что вы видите , всё, что вы знаете о СК - запомните и сохраните в своих сердцах.
Читает ребёнок: Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём.
- СК - удивительный, необычный край, который таит в себе много интересного, неизведанного нами. Я очень надеюсь, что у вас появилось желание узнать о родном крае ещё больше.
Помогут вам в этом наши занятия, ваши родители расскажут что-то интересное или покажут, когда вы будете путешествовать по Ставрополью; интересные книги, иллюстрации, передачи и фильмы о родном крае. - Помните, знания о родных просторах покоряются только трудолюбивым и любознательным. - За ваши старания и знания я награждаю вас вот такими памятными медальонами . (награждаю и раздаю сладкое угощение).