Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологии на тему «Вода – источник жизни»»
Занятие по экологии на тему «Вода – источник жизни»
Программноесодержание. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек её использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Материал. Глобус, звуки воды (аудиозапись), трёхлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской водой.
Ход занятия.
Педагог. Я хочу вам загадать загадку. «Она и в озере, она и в луже. Она
и в чайнике у нас кипит. Она в реченьке бежит, шуршит». Что это? Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включаетаудиозапись).Вы узнали: что это? (Да, это ручеёк). А вот ещё одна запись, послушайте и её. Кто это сейчас с вами разговаривал? (Море). Ещё раз закройте глаза. (Включает фонтан).Что слышите? Да, это наш фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капелек играет в нём! Полюбуйтесь им... летом я слышала вот такой разговор между мальчишками (включаетаудиозапись).
- Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванную воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли на улицу.
Кран-то закрыли?
Зачем? Воды и так много. Пусть себе течёт, потом закроем.
Что потом делали?
Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Сколько воды
налили! Зато весело было.
Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет! Воду надо беречь: пресной, чистой воды на Землемало.)послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Педагог. Дети, а кому нужна вода?
Дети. Деревьям, птицам, животным, людям.
Педагог. Давайте проверим. Всех мы перечислили демонстрация ширмы «Вода»). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться,Поливатьрастения, поить животных, стирать бельё, мыть полы, готовитьобед и т.д.). да, без воды всё живое на земле погибнет. Вода — это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли её всем? (Ответы). Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?
Дети. Много, очень много.
Педагог. У меня в руке яблоко. Представим, что это наша планета. Четвёртая её часть — суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало на земле воды?
Дети. Много.
Педагог. Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус вода в океанах? Хотите узнать? (Да).Какая на вкус вода?
Дети. Горькая, невкусная, солёная.
Педагог. Можно её пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду. Какая она на вкус?
Дети. Вкусная, несолёная, чистая, пресная.
Педагог. Горький вкус морской воде придаёт морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая (показываетдетям морскую соль). В пищу употребляют поваренную соль. Посмотрите на неё. Давайте сравним поваренную и морскую соль. Что вы скажете о морской соли?
Дети. Крупная, сероватая, горькая,
Педагог. А поваренная?
Дети. Мелкая, белая, не горькая.
Педагог. Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озёрах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместиться в трёхлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды?
Дети. Мало.
Педагог. У воды великая забота — поить всех обитателей Земли. А как человек использует воду? Давайте посмотрим на ширму «Где человек использует воду?». А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы». Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко припекает солнышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они все тянутся и тянутся вверх. Я их ещё раз поливаю водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот наши цветы проросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом! Вы уже знаете: чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь.
Давайте посмотрим ширму «Как вода приходит в дом». Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары-отстойники, где её тщательно фильтруют и очищают. Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы).Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле? Дети. Вся грязь осталась на марле.
Педагог. А какой стала вода в стакане? Верно, чистой. Марля, как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает её. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет ещё чище. После фильтрования по трубе вода поступает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде?
Дети. Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.
Педагог. Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберётся целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течёт вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?
Дети. Включать воду тонкой струёй, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны.
Педагог. А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!». А вам такое задание — нарисуйте рисунки на тему «Давайте беречь воду!». И давайте ещё раз полюбуемся нашим фонтаном.