Цель: Сформировать у детей представления о свойствах воды.
Задачи:
1 Познакомить со свойствами воды. Закрепить знания детей о трёх состояниях воды в природе.
2 Уточнить представления о том, что вода нужна и важна для всего живого на земле.
Подвести к пониманию бережного отношения к водным ресурсам.
3 Развивать познавательный интерес к природе. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, чтение сказок о капельке-путешественнице, разгадывание загадок, беседа о круговороте воды в природе.
Оборудование: глобус, аудиозапись бегущей воды, иллюстрации воды, плакат «Кому нужна вода», стаканчики, ложки, краски, кисточки, мука, сахар, яйцо, салфетки, фартуки.
Ход занятия:
- Ребята закройте глаза, что вы слышите? (Воспитатель включает запись журчащей воды)
-Звук текущей воды.
- А что у меня на столе? (Глобус)
-Глобус – это макет нашей земли.
-Какого цвета больше на глобусе? (Голубого)
-Что обозначает голубой цвет? (это вода)
-Вода на нашей планете занимает две третьи части от всей поверхности земли, больше половины. ( Воспитатель показывает макет)
- Несмотря на то, что воды на нашей планете много, мы должны воду беречь, расскажите как мы можем сберечь воду? (не загрязнять водоёмы, экономить)
Показ иллюстраций.
-Для кого мы должны беречь воду? Кому нужна вода?( растениям, животным, птицам, насекомым, людям, рыбам, цветам, грибам) Всему живому на земле нужна вода.
Делают вместе плакат «Кому нужна вода»
-Отгадайте загадку:
- Я и туча и туман
И ручей и океан
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
-Про что эта загадка? (про воду)
-Эта загадка про три состояния воды: газообразное, жидкое, твёрдое
Показ иллюстраций
-Воспитатель читает стихотворение про воду в разных состояниях:
Волшебница вода, она не исчезает никогда
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход!
По горным вершинам, широким долинам
Вдруг в небо взовьётся дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь: вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
-В нашей жизни вода всегда с нами рядом, (называют использование воды человеком) и мы никогда не задумывались как интересно её изучать, какие открытия можно сделать.
- Я приглашаю вас в лабораторию, чтобы узнать о воде много интересного. Воспитатель проводит инструктаж, дети надевают фартуки.
-Давайте поговорим что вы знаете о воде.
Выясняют, что вода прозрачная, не имеет цвета, запаха и формы.
1 опыт (стакан № 1) В воде есть воздух. Дети рассматривают стакан с водой на стенках которого видны пузырьки воздуха. Ещё выясняют, что вода увеличивает предметы.
2 опыт (стаканы № 2,3) Вода растворитель. На каждого ребёнка: 2 стаканчика с водой, ложка, блюдце с сахаром и мукой. Дети добавляют в один стакан муку, в другой сахар, размешивают и делают вывод, что мука не растворилась в воде.
3 опыт (стакан № 1)Окрашивание воды. У каждого ребёнка стакан с водой, краски и кисточка.
-Мы говорили, что вода не имеет цвета, можно её окрасить и чем? (красками)
Дети добавляют в воду краску. (Можно смешать насколько цветов и получить новый цвет)
4 опыт «Тонет- не тонет» У детей два предмета –металлический и деревянный или пластмассовый им предлагается проверить какой предмет утонет, а какой останется плавать на поверхности. Они по очереди опускают предметы в воду. (В общую ёмкость)
Вывод: плотность воды выше, чем у дерева, а у металла плотность выше, чем у воды, оно тяжелее.
5 опыт проводит воспитатель . «Плавающее яйцо». Опустить яйцо в обычную воду – оно утонет, добавить 6 ложек соли, растворить её, опустить яйцо – оно не утонет, останется на поверхности.
Вывод : плотность воды повышается за счет соли и яйцо плавает на поверхности.
-Понравилось вам занятие про воду?
-Вы молодцы, хорошо работали, давайте повторим свойства воды, которые мы сегодня вспомнили и узнали новые. (В воде есть воздух, вода растворяет вещества, воду можно окрасить, если добавить соль, то плотность воды увеличивается)