Участники. Воспитанники средней группы детского сада.
Возраст обучающихся. 4-5 лет.
Оборудование и материалы.
Макет ракеты. Строительный материал на каждого ребенка: один прямоугольник, 3-5 треугольников разного размера и цветной круг из картона на липучке. Плакат солнечной системы. Магнитная доска с силуэтами звезд и магнитными звездами с нумерацией. 3 цветных обруча, пластмассовые геометрические фигуры 3 цветов, соответствующих цвету обручей. Ноутбук и звуковые колонки.
Запись запуска и полета ракеты, космическая музыка.
Предварительная подготовка.
Беседы о нашей солнечной системе, космосе, космонавтах, аппликация «космический корабль».
Методы и приемы работы с детьми.
Закрепляющая беседа с вопросами, требующими констатации, побуждающими к мыслительной деятельности.
Дидактическая игра на внимательность и сообразительность, создание игровой ситуации, введение элементов соревнования.
Структура занятия:
Вступление.
Конструирование космической ракеты.
Игра: «Полет в Космос».
Повторение знаний о планетах солнечной системы.
Игра: «Космические камни».
Закрепление порядкового и соседнего счета «Звездное небо».
Игра на внимание и ориентирование в пространстве: «Метеоритный дождь».
Итог занятия.
Ход занятия.
Вступление.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в космическое путешествие. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. Юные космонавты, вы готовы к полету? (Дети отвечают.)
Конструирование космической ракеты.
Воспитатель: Чтобы покорить просторы Вселенной, нам нужен летательный аппарат. Подскажите, на каком летательном аппарате люди отправляются в космос? (Дети: На ракете.)
Воспитатель выставляет макет ракеты.
Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит ракета?
(Дети: Корпус, нос, иллюминатор, топливные баки.)
Воспитатель: Какую геометрическую фигуру напоминает нос ракеты?
(Дети: Треугольник.)
Воспитатель: На что похож корпус ракеты?
(Дети: Прямоугольник.)
Воспитатель: Иллюминатор, какой формы?
(Дети: Круглой.)
Воспитатель: Какие геометрические фигуры напоминают топливные баки?
(Дети: Треугольники.)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас сделает свою собственную ракету, чтобы все вместе подняться к просторам Вселенной.
Дети конструируют ракету из строительного материала: корпус - прямоугольник, нос и топливные баки - треугольники, иллюминатор - цветной круг из картона прикрепляется на липучке к корпусу космического корабля.
Игра: «Полет в Космос».
Воспитатель: Ракеты готовы. Космический десант готов? (Дети отвечают.) Заводим наши космические корабли. (Дети повторяют за воспитателем звук запуска ракеты.)
Начинаем обратный отсчёт. Вместе со мной: Пять, четыре, три, два, один! Поехали! (Звучит запись запуска и полета ракеты.) Отбрасываем топливные баки. (Дети топотят ножками.) Летим в космос. (Дети соединяют руки над головой.) Пять минут, полет нормальный. Мы с вами в космосе.
Повторение знаний о планетах солнечной системы.
Воспитатель: Посмотрите, вокруг нас сияют звезды и вращаются планеты. Давайте посчитаем, сколько планет вокруг нас.
Воспитатель показывает на большой плакат с изображением солнечной системы. Дети считают количество планет.
Воспитатель: Действительно в космосе 9 планет. Самая близкая планета к солнцу - МЕРКУРИЙ.
ВЕНЕРА - планета любви и красоты.
ЗЕМЛЯ - эта та планета, на которой живем мы с вами.
МАРС - названная именем бога войны.
ЮПИТЕР - эта самая большая планета.
УРАН - эта единственная планета, которая вращается вокруг солнца
НЕПТУН - на этой планете самые сильные ветра.
ПЛУТОН - эта самая отдалённая планета от солнца.
САТУРН - эта планета состоит из воды.
Игра: «Космические камни».
Воспитатель: А ещё в космосе есть космические камни. Они все разного размера и разной формы. Сейчас мы в космосе наведем порядок - соберем их.
Воспитатель делит детей на три команды.
Воспитатель: Для этого нужно в синий обруч положить все синие фигуры, в зеленый - зеленые фигуры, в красный обруч - красные фигуры.
Воспитатель: Побеждает та команда, которая первая выполнит задание.
Дети собирают разбросанные по полу геометрические фигуры разных цветов.
Воспитатель: Вот все и убрали. Теперь порядок! Молодцы!
Ребята, скажите мне, камни какого цвета и формы лежат внутри вашего обруча? (Дети отвечают.)
Закрепление порядкового и соседнего счета «Звездное небо».
Воспитатель: Дети, посмотрите, подул космический ветер и перемешал все звезды! Давайте их расставим по порядку.
На каждой магнитной звезде стоит число (от 1 до 10). На магнитной доске нарисованы силуэты звезд с числовым порядком. Дети должны поставить звезду на ее место. Звезды ставятся в хаотичном порядке. Они называют порядковый номер звезды и находят силуэт с таким же номером. Воспитанники так же определяют место звезды по соседним числам.
Игра на внимание и ориентирование в пространстве: «Метеоритный дождь».
Воспитатель: Ребята, мы попали с вами под метеоритный дождь. Большие каменные огненные глыбы движутся на нас. Наша задача, избежать с ними столкновения, уворачиваясь в разные стороны.
Когда я говорю «красный» - встаем со своих мест, зеленый - наклоняемся вправо, синий - влево, желтый - наклоняемся вниз, белый - наклоняемся вперед, фиолетовый - наклоняемся назад.
Воспитатель может по своему усмотрению называть другие цвета для проверки внимания.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием и уцелели. Пришло время возвращаться на землю.
Внимание! Экипажам приготовиться к посадке на Землю. Начинаем обратный отчет (вместе с детьми): 5, 4, 3, 2, 1, 0. Поехали! (Звучит запись полета ракеты.)
Воспитатель: Вот уже и видна наша планета Земля. Приземляемся.
Что вам запомнилось больше всего? (Дети отвечают.)
Литература.
Арапова–Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014
Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. – М.: Просвещение, 1992.
Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю., Ремизенко Е.В. Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия. Средняя группа. ФГОС – М.: Учитель, 2014