Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Лесные помощники".
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Лесные помощники".
Это занятие направлено: Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Обогащать словарь детей. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности в процессе ознакомления детей с объектами природы: принимать познавательную задачу, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых предметах или явлений природы,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Лесные помощники".»
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Лесные помощники».
Воспитатель Дорохова С.Н.
Программные задачи: Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Обогащать словарь детей (спил, годичные кольца, смешанный лес), поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности в процессе ознакомления детей с объектами природы: принимать познавательную задачу, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых предметах или явлений природы, проверять предположения, точно и грамматически правильно оформлять свои мысли в слова и фразы. Использовать наблюдения как способ познания с опорой на сенсорный и интеллектуальный опыт дошкольников. Упражнять в применении разнообразных изобразительных средств и техник рисования для создания выразительного образа. Совершенствовать эмоционально-практический опыт общения с музыкой. Развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире.
Материалы и оборудование: Конверт с надписью «Самым любознательным», текст письма «Замерзаю, помогите!», схема-таблица с предметами из дерева, спилы деревьев разных пород, один спил обгоревший, лупы, модель «замерзшего леса» (белые контуры разных деревьев, растущих в лесу – по количеству детей), компас, атрибуты для физкультминутки, аудиозапись классической музыки и запись «Звуки леса», мелки для рисования.
Ход:
Оргмомент.
Дети располагаются за столами, воспитатель ведет беседу.
-Сегодня утром, по дороге на работу, я встретила почтальона. Он передал мне конверт. Посмотрите, на нем надпись: «Самым любознательным». А кого называют любознательными? … Значит, этот конверт для нас. Что же в нем, сейчас посмотрим... Здесь написано «Замерзаю, помогите!» От кого это письмо, как вы думаете? Наверное, кто-то заблудился и где-то мерзнет. А вот и схема, на ней какая-то загадка. Давайте попробуем ее отгадать, и тогда мы узнаем, кому нужна наша помощь. Что здесь изображено? (Предметы).
Давайте их рассмотрим.
Рассмотреть каждый рисунок. Последним рассмотреть спил дерева.
-Это спил дерева. Он содержит в себе много интересной информации о дереве, которому принадлежал.
-А что общего между этими предметами? (Они сделаны из дерева). Значит, какие они? (Деревянные). Назовите деревянные предметы в нашей группе. Из одного дерева можно сделать столько предметов? (Нет). А где растет много деревьев? (В лесу). Значит, от кого пришло письмо? Это лес мерзнет, и просит нас о помощи. Поможем лесу? Конечно, если узнаем, какая ему нужна помощь. А сейчас разомнем наши язычки.
Гимнастика для языка. «Путешествие язычка в лес».
Работа со спилами деревьев.
-Помните, я вам говорила, как много информации можно получить из спила дерева. Посмотрите на изображения спилов, которые лежат у вас на столах, все они с разных деревьев. Давайте попробуем отыскать нужную для нас информацию. (Дети рассматривают свои спилы).
-Возьмите в руки лупы и рассмотрите спилы в разрезе. Что вы увидели? Дерево, как будто разрисовано кружочками разной величины. Это годичные кольца. Дерево растет, и с каждым годом становится толще на одно годичное кольцо. По годичным кольцам можно определить, сколько лет дереву. (Дети определяют, сколько лет каждому спилу дерева).
-Обратите внимание на ширину колец. Одинаковые они или нет? (Нет). Одни кольца широкие, другие – какие? (Узкие). Если кольцо широкое, это говорит о том, что год был благоприятный, было много тепла и влаги. А если годичное кольцо узкое, то каким был год? (Ответы детей).
-Ширина колец одинаковая со всех сторон? (Нет). Шире она всегда с южной стороны дерева, а с северной – уже. На спилах бывают разные отметины. Посмотрите на этот спил, что за пятна на нем? Это говорит о том, что в лесу был пожар. А мы с вами должны беречь лес от пожара? А как? (Ответы детей).
(Ребята рассматривают спилы, меняются ими с напарниками, и делают вывод, что все они отличаются по размеру и цвету древесины, а вот кольца на всех одинаково четкие. Дать потрогать и понюхать детям спил натурального дерева.)
Физминутка «Ветер дует нам в лицо».
Путешествие в «замороженный лес». (Звуки метели, вьюги)
-Ребята, как вы думаете, помогли мы лесу отогреться? (Нет еще). А давайте вспомним, где бывают самые сильные морозы? (На севере). Сейчас мы возьмем компас и пойдем на север. Какая стрелка компаса показывает на север? (Синяя). Дети выстраиваются змейкой и по компасу идут на север группы, где под белой тканью «замороженный лес» - белые контуры разных по форме деревьев, по количеству детей.
-Лес так замерз, что даже на хвойных деревьях не видна хвоя. Давайте станем для леса добрыми волшебниками и отогреем его теплотой своих сердец. Выберете себе замерзшее деревцо и отогрейте его. Силуэт какого дерева вы держите в руках? Лиственное оно или хвойное? Нарисуйте и раскрасьте ему ствол, ветви и крону таким способом, какой вам понравится. Но прежде, чем приступить к работе, что мы должны с вами выполнить? (Пальчиковую гимнастику). Проверьте свою посадку и осанку, выберите материал и приступайте к работе. (Под тихую музыку дети выполняют работу).
-Волшебство заканчивается и пора вернуть деревья в лес. (Дети вешают деревья на доску и делятся своими впечатлениями).
-Ребята, приложите ладошки к груди и подарите лесу теплоту своих сердец, вдохните в него жизнь. Послушайте, как проснулся лес от холода!
Звучит классическая музыка. После того, как дети подарят лесу теплоту своих сердец, звучат «Звуки леса».
-Слышите, наш лес ожил. Пройдет немного времени, закончится зима, и волшебство произойдет в природе. Настоящий лес проснется и встретит нас весенней песней. Давайте скажем лесу: «До свиданья! До будущей весны!»