Оборудование: Сюжетные картинки по теме «Осень», старичок-лесовичок, муляжи овощей и фруктов, листочки из бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), корзинка, карточки с заданиями, простой карандаш.
Ход занятия:
- Ребята, к нам пришёл сегодня старичок-лесовичок. Давайте поздороваемся с ним. Он хочет пригласить нас в гости в свой лес. Но чтобы отправиться в этот лес, нужно разгадать загадку. Послушайте:
Кто приходит с желтой краской,
Листья красит все подряд.
Без иголки и без нитки,
Шьет им праздничный наряд. (Осень)
- Кто догадался, что это? (ответы) Правильно, это осень. Вот сегодня мы и поговорим об осени, а старичок-лесовичок нам поможет, и поиграет с нами.
Дидактическая игра «Листопад»
- Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые). (Ответы)
- А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями осенью?
- Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.
- Давайте поможем старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)
- Молодцы.
Дидактическая игра «Осенняя прогулка»
- Ну а теперь нас ждёт прогулка в осенний лес, на полянку. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?
- Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая).
- А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…).
И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.
- Давайте выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью. (дети выбирают карточки с одеждой).
- Ну вот и добрались. Давайте отдохнём.
Физкульминутка:
Мы топаем ногами, мы хлопаем в ладоши.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
И кружимся потом.
Садитесь на стульчики, ребята.
- Тсс, давайте послушаем, что происходит в осеннем лесу. Но ребята, я не слышу птиц, где они все, как вы думаете? (Собираются в стаи и улетают на юг).
- А почему они улетают? (Ответы).
- Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.
- Ой, а кто это рыжий среди деревьев:
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
-Правильно, белка.
Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме? (Ответы).
- Молодцы.
Дидактическая игра «Урожай».
- Ребята, а что ещё приносит осень? Что делают люди осенью? (Собирают урожай).
- Какой урожай собирают люди? (овощи, фрукты, грибы).
- Давайте и мы соберём урожай в корзинку, старичку-лесовичку подарим.
(Дети собирают овощи и фрукты в корзину).
- Держи, старичок-лесовичок, это тебе от нас с ребятами подарок. А нам пора обратно в детский сад.
Речёвка:
Автобус едет в детский сад.
В нём сидят ребята в ряд.
Они рядышком сидят.
И в окошечко глядят.
Дидактическая игра «Соедини линией»
- Мы вернулись в детский сад, ребята. И у нас осталось последнее задание.
Берите стульчики и садитесь за столы.
Возьмите карандаш и проведите линии от тех предметов, которые нужны осенью. А я потом посмотрю, кто правильно всё сделал.
(См. приложение - карточку с заданием).
- Молодцы, со всем мы сегодня справились, и в гостях побывали, много интересного увидели. Спасибо за работу.