Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи "Прогулка к бабушке"»
Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи «Лесная прогулка к бабушке на день рождения».
Описание: данная методическая разработка предназначена для воспитателей старшей группы, методистов, руководителей детских садов и родителей.
Цель: Выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи.
Задачи: - закрепить знания о таком жанре художественной литературы, как русская народная сказка; - закрепить знания о шипящих звуках, упражнять в их произношении; - повторить виды насекомых и пресмыкающихся, их природные звуки; - закрепить знания о диких животных и местах их обитания; - закрепить умения в делении слов на слоги; - упражнять в словообразовании с помощью задания «Назови ласково»; - упражнять в подборе антонимов – прилагательных и антонимов – глаголов; - продолжать развивать мелкую моторику и логическое мышление при изготовлении подарка для бабушки; - способствовать формированию грамматического строя речи путём составления предложения по картинке; -упражнять в умении составлять схему предложения; - укреплять речевой аппарат и совершенствовать произношение звуков методом повторения чистоговорки и скороговорки; - применять здоровьесберегающие технологии при организационной гимнастике, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, динамической паузы.
Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, Экологическое образование, Познание (окружающий мир), Изобразительная деятельность. Предварительная работа: изучение звуков, чтение сказок, изучение животных и мест их обитания, упражнения в словообразовании, подборе антонимов.
Ход занятия
Слайд 1 (тема занятия). Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям и друг другу и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением и со словами: Что за чудо – чудеса: Вот тебе моя рука, Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! Скажем вам не тая: Это все мои друзья.
Воспитатель: Теперь присаживаемся (дети садятся за столы) – сели правильно, подвинули стулья. Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Чему нас учат сказки? (дети: быть добрыми, дружными, не жадничать, не обманывать, защищать слабых)? Как вы думаете, сказка – это выдумка, или правда? (выдумка). А что происходит в сказках? (чудеса, волшебство). Как мне хочется попасть в сказку… А вы хотите? Мы отправляемся с вами на прогулку по сказке. Отгадайте, в какую сказку мы сейчас с вами попадём:
Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну подскажите имя её! (Красная Шапочка)
Молодцы, отгадали загадку.
Слайд 2 (анимация – появляется красная шапочка). Красная Шапочка собралась идти на день рождения к своей бабушке. Хотите пойти вместе с Красной Шапочкой на день рождения? Скажите, где живёт бабушка Красной Шапочки? (дети: на краю леса, на опушке леса). Тогда отправляемся в путь. Дорога туда очень длинная и трудная. Вы готовы справиться с трудностями?
Слайд 3 (на полянке растут цветы, летают комары, пчёлы, ползёт уж или змея). Дети, мы оказались с вами на сказочной полянке. Следите глазами. Каких насекомых вы видите на ней? (дети: комара и пчелу). Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з]. А пчела? – звук [ж]. А кто ещё там ползает? (дети: змея). Как змея шипит? – произносят звук [ш].
Посмотрите, перед вами цветы и картинки. На тот цветок, где сидит комар поставьте картинки со звуком [з], где пчела – со звуком [ж], где змея – со звуком [ш]. На магнитной доске прикрепляем три цветка, а под ними по три картинки на каждый звук, вызываются дети по одному, выбирают нужные картинки и передвигают к соответствующим цветкам. На следующем цветке сидит пчела, затем змея. Картинки с соответствующим изображением дети подвигают к оставшимся двум цветкам по очереди. Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки. Мы идём с вами дальше по лесу.
Слайд 4 (белка сидит на дереве). Кого вы видите? Правильно, белку. Скажите, сколько слогов в слове белка (два слога)? А где живёт белка? (дети: в дупле). Сколько слогов в слове дупло? (два) Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок и считают количество слогов по ударам бороды об неё. А знаете ли вы, есть ли друзья у белки? Скажите, кто они (дети: заяц, волк, медведь ,лиса).
Слайд 5 (друзья белки: заяц, волк, медведь, лиса). Подумайте, где живёт заяц (под кустом). Сколько слогов в слове куст? Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово? Где живёт медведь? (берлоге). Сколько слогов в слове берлога? Также лиса (норе). Сколько слогов в слове нора? Вот мы с вами и узнали, где живут друзья белки. Назовите их ласково. Например, белка - пушистая, давайте назовём её ласково - пушистенькая. Волк – серый, а ласково - серенький; заяц – ушастый, а ласково – ушастенький. Лиса рыжая, а ласково – рыженькая. Медведь – косолапый, а ласково - косолапенький. Молодцы, дети, вы назвали ласково друзей белки, и они хотят с вами поиграть. Выходите на полянку.
Динамическая пауза.
Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо) Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил Головой медведь крутил (Вращения головой) Наклонился вперёд – назад, (Наклоны вперёд – назад) Вот он по лесу идёт. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки - Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся (садятся на свои места).
Идём дальше.
Слайд 6 (лесной гном сидит грустный на полянке). Воспитатель: Ребята, это же лесной гном. Он сидит совсем грустный, потому что перепутал слова. Давайте поможем ему назвать слова наоборот (называются слова без картинок, на слух).
Прилагательные: Весёлый – грустный Маленький – большой Худой – полный Сухой – мокрый Белый – чёрный Светлый – тёмный Длинный – короткий
Молодцы, посмотрите, у гномика поднялось настроение, потому что вы ему помогли.
Продолжаем наш путь по сказочному лесу.
Слайд 7 (художник рисует природу). Воспитатель: Кого же мы встретили на этот раз? Да это же лесной художник. Он рисует природу. Мы с вами идём на день рождения без подарка. Давайте попросим художника нарисовать подарки для бабушки. Ведь у бабушки фартук совсем стал старенький. У вас на столах лежат фартуки. Нужно раскрасить их по образцу художника (образец прикреплён на магнитной доске). Художник начал рисовать и не закончил. Давайте закончим узор.
Далее пальчиковая гимнастика.
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Быть послушным каждый пальчик Непременно научу.
Сели правильно, спинки ровные.
Вот подарки наши и готовы. Теперь можем идти на день рождения.
Слайд 8 (бабушка встречает с пирогами). Вот и бабушка нас встречает. Она рада видеть нас. Нужно сказать бабушке какие – то приятные слова. (Поздравляем с днём рождения! Здравствуй, бабушка! С днём рождения бабушка). Посмотрите внимательно, что можно сказать про бабушку? Дети говорят варианты своих предложений. Бабушка встречает с пирогами. Вы придумали предложение. Давайте вспомним, какое первое слово, второе, третье и четвёртое. Сколько всего слов в нашем предложении? Помните, предложение начинается с большой буквы, есть короткое слово, в конце предложения ставится точка. Давайте составим схему этого предложения. Возьмите полоски. У доски составляют дети. А пирожки у бабушки не простые, а с волшебной начинкой. Просто так нам их не съесть. Нужно повторить чистоговорку. Сначала все вместе, потом некоторые по – одному. Жок - жок – жок скушай сладкий пирожок. А теперь скороговорку: Съел молодец тридцать три пирога с творогом (дети повторяют два раза).
Слайд 9 (конфеты). Вот молодцы, а начинка – то вот какая! Конфетная! На тарелке конфетки. Но сразу просили не отдавать.
Рефлексия: Интересной была дорога к бабушке на день рождения? Что вы по дороге делали? Молодцы, со всеми трудностями вы справились! Я вас всех хвалю.
Слайд 10 (Цветная картинка бабушки с внучкой). Посмотрите, ребята, Красная Шапочка с бабушкой вместе с угощением передали вам свой портрет. Но они на нём совсем не яркие, а чёрно – белые. Вы их разукрасите так как на экране, когда у вас будет время (воспитатель раздаёт детям раскраски). А сейчас подходите, угощайтесь!