Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи "Прогулка в зимний лес" (Зимующие птицы)»
Конспект занятия по развитию речи
подготовительная группа компенсирующей направленности
«Прогулка в зимний лес (зимующие птицы)
Цели: закрепить знания о зимующих птицах, обобщающем слове «Птицы»; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, согласовывать существительное с числительными от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам; развивать координацию движений с речью; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование: предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; карточки к игре «Веселый счет»; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба); «волшебный снежок», «волшебная палочка».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Педагог. Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года (зима.) Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
Упражнение «Метель».
Дети выполняют движения соответственно тексту:
Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела
Все дорожки, все пути-ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Педагог. Вот мы и прибежали в лес. А вокруг лежит снег. И ко мне прилетел «волшебный снежок».
2. Основная часть: игры.
«Назови признак».
Снег (какой?)- белый, пушистый, мягкий, легкий, липкий, мокрый, рыхлый, чистый и др. (дети подбирают определения.)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Педагог. Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (птицы не поют.) Почему не поют птицы? (Улетели в теплые края.)
Ребята, а я вижу здесь птичек (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птицы улетели. Вот и первый сюрприз нам зима приготовила.
«Сложи птичку»
Дети складывают из разрезных картинок птичек, каждый называет свою птичку.
- Как назвать одним словом? (Птицы.)
- Почему эти птицы не поют в лесу?
- А куда они улетели? Поближе к человеку.)
- А зачем? (Человек их кормит.)
Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы? (Зимующие.)
«Кого чем угостим?»
Педагог. Как много прилетело птиц, давайте их покормим! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (ответы детей.)
Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные! Плчему их называют птицами?
Дети рассказывают о строении птиц.
«Скажи какая? Какие?»
- Если у птиц белый бок, она какая? (Белобокая.)
- Какую птицу называют белобокой? (белобокая сорока.)
- У птички желтая грудка, она какая?
- Какую птичку называют желтогрудой?
- Если у птички красная грудка, она какая?
- Какую птицу называют красногрудой?
- Если у птицы толстый клюв, она какая?
- Какую птицу называют толстоклювой?
- Если у птицы короткий клюв, она какая?
- Какую птицу называют короткоклювой? И т.д.
Педагог. Ребята, птички наши наелись, и мы с вами отдохнем, физкультминутку проведем.
Физкультминутка
Сел на ветку снегирёк.
Брызнул дождик, -он промок,
Ветерок, подул слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Веселый счет» (по карточкам).
Педагог. Как много к нам птиц прилетело! Давайте их посчитаем. (Дети считают птиц.)
Всех птичек пересчитали. Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
Педагог. Давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда поиграем.
«Один – много».
Ворона – вороны – много ворон и т.д.
Педагог. Ой, что-то тут сверкнуло! Да это моя «волшебная палочка». Хотите, я превращу вас всех в снегирей? (Произносит заклинание: «Вокруг себя повернись, в снегиря ты превратись».)
Физкультминутка «Снегири»
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту: