- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражнять детей в согласовании существительных с числительными.
- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
Предварительная работа: беседы , рассматривание рыб в аквариуме, чтение художественной литературы В. Сутеев «Как я ловил рыбу», Н. Носов «Карасик»
Методы и приемы: (игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы и т. д.).
Оборудование: предметные картинки рыб
Ход НОД.
Организационный момент:
Логопед вместе с детьми встает в круг:
Дружно встанем все вокруг,
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Логопед: -Ребята, у нас сегодня гость , а кто мы узнаем если вы отгадаете загадку:
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит.
-Как вы думаете, кто это?(ответы детей)
Логопед: -Верно это рыбка.
Логопед: Ребята, сегодня мы будем говорить о рыбах. Где могут жить рыбы? Как они появляются? Как они дышат в воде? Что есть у рыб? Назовите рыб, которых вы знаете. (ответы детей).
Как называются рыбки, если они живут: в море (морские), в пресной воде (пресноводные), в речке(речные), в аквариуме (аквариумные). (При беседе рассматривают картинки с изображением рыб).
Логопед: Ребята, рассмотрите изображение рыбки, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.(Ответы детей).
Логопед: Ребята, давайте с вами представим ,что мы с вами рыбки
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка в озере живет
Рыбка в озере плывет(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы - плюх, плюх!(ладошки соединить у основания так похлопать).
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чьи? Чей? Чья?». Я буду вам задавать вопросы , а вы на них отвечать.
(Ответы детей. При неправильном ответе логопед поправляет детей).
Логопед: Посмотрите какие у меня красивые рыбки (картинки с изображением рыб), давайте назовем их ласково.(Ответы детей. Если ребенок затрудняется назвать рыбу логопед помогает) Сельдь-…, окунь-…,щука-…., рыба-….,плавник-….,хвост-…..
Физкультминутка «К речке быстрой».
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Логопед: А сейчас мы с вами посчитаем рыбок. Игра. «Сосчитай рыбок» .(картинки с рыбками)Дети согласуют существительные с числительными. Ответы детей. (Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок и др).
Логопед: Ребята ,у нас произошла путаница. Посмотрите на картинки и скажите что здесь лишнее и почему? Упражнение «Что лишнее?». (Жабры, чешуя, руки, плавники. Акула, дельфин, паук, касатка. Река, море, океан, небо. )
Логопед: Ребята, возьмите пожалуйста каждый по рыбке которая живет в реке и мы с вами поселим в наш музей, в нашу реку «Чулым», что им будет очень весело в ней жить.
Логопед приглашает детей пройти на палас, где они прощаются с гостем. Идет подведение итогов занятия.
Логопед: О ком мы сегодня говорили? Что нового мы узнали о рыбах? Понравилось ли вам? Что именно ?