Просмотр содержимого документа
«Занятие "Путешествие в прошлое предмета"»
«Развитие познавательной активности у дошкольников через игры – путешествия в прошлое предметов».
Актуальность выбранной темы.
Мы хорошо знаем, как любознательны дети. Мир перед глазами ребенка, огромен многолик.
Дошкольников интересует все: люди, предметы, животные, растения, явления природы и т. д. Мы постоянно сталкиваемся с детскими вопросами «Почему..?» Поэтому в шутку детей называют «почемучками».
Однако имеющиеся у детей возможности для переработки, упорядочивания информации еще не позволяют им справиться с потоком сведений о большом мире.
Поэтому нам необходимо развивать положительное отношение ребенка к познаниям уже в дошкольном возрасте.
Большое значение для познавательного развития детей имеют знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т. п.)
Чтобы не привести детей к угасанию познавательных интересов 'Необходимо выделить основные задачи познавательного развития дошкольников:
-обогащать познавательную среду информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринемаемой действительности. Передавать информацию новым способом познания словом;
-обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми;
-создавать условия проявлению самостоятельной познавательной активности; - создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности.
Решение этих задач, можно осуществить через игры-путешествия в прошлое предметов окружающих нас. Только с помощью игры мы можем рассказать о преобразующей деятельности взрослых. Как меняется один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей.
Такой ретроспективный подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающий мир. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу; как еще можно изменить предмет, сделать его красивее, полезнее.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЛАМПОЧКИ.
Подбор пособий и материала: лучина, свеча, керосиновая лампа, электролампочка, спички, различные светильники (или картинки с их изображением).
На начало работы по результатам собеседования с детьми выявила низкий уровень развития познавательной активности. Поэтому необходимо начать работу, направленную на развитие познавательной активности дошкольников. И поэтому мы вместе с детьми стали отправляться в прошлое; и настоящее любого предмета : например – лампы.
Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от возраста. Игры - путешествия строятся в основном форме диалога между детьми и воспитателем, либо рассказа воспитателя о рассматриваемых предметах. Мы используем краткосрочный проект и работу с родителями.
Занятие «Путешествие в прошлое лампы» дало детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни. Через загадки детей подводят к нужной теме.
Дом стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
Висит груша нельзя скушать.
Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке.
Висит без дела днём, а ночью освещает дом.
Дети отправляются в путешествие и закрывают глаза.
Когда открывают – видят на столе набор предметов.
Заранее детям было дано задание по каждому предмету.
Далее проходит презентация детьми на тему им подготовленную:
лучина;
свеча;
керосиновая лампа;
электрическая лампочка.
Почему люди переходили от одного вида освещения к другому?
Потому, что на каком- то этапе оно становилось не удобным для человека.
ПИД: почему мы не можем двигаться в темноте?
Что может произойти?
Как сберечь свет? Энергию?
РИСОВАНИЕ: нарисуем красивые светильники и люстры от которых много яркого света.
Другим вариантом можно использовать путешествие по «Реке времени» от лучины - до электрической лампочки В роли экскурсовода – воспитатель, либо какой то персонаж.
Выводы
После использования игр-занятий «Путешествие в прошлое..» отмечается повышение уровня развития познавательной активности дошкольников. Занятия-игры «Путешествие в прошлое...» благоприятно влияет на развитие познавательного мышления.
В процессе работы у детей формируется самостоятельность мышления. Все чаще они задают целенаправленно вопрос «А что было до...?»