Просмотр содержимого документа
«Занятие северный полис»
Конспект занятия на тему: «Северный полюс» в старшей группе. Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера. задачи:
1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения .
3. Воспитывать интерес к флоре и фауне Северного полюса, самостоятельность, эстетический вкус.
Материалы к занятию: - Географическая карта;
- Иллюстрация к сказке В. Катаева «Цветик – семи цветик» (девочка Женя на Северном Полюсе);
- Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего Севера;
- Оборудование для опыта;
- Видеофильм об Арктике.
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», беседа о транспорте.
Словарная работа:
Северный Полюс, ледяная пустыня, белые медведи. Тюлень, морж, птичьи базары. Водоплавающие птицы, водонепроницаемый мех.
Ход занятия: - Ребята, мне сегодня приснился волшебный сон. Как будто я, очутилась в царстве снега и льдов. Несмотря на жгучий мороз, там было так красиво. Тихо падал снег, хрустел под ногами, все сверкало… (Слайд снег идет) - Посмотрите. Точно как в моем сне. (Рассматриваем картинку.)
- Ребята, а вы знаете, где круглый год лежит снег? (На Северном полюсе)
- Правильно. На Северном полюсе есть природное явление, которого в нашем крае не увидишь. Называется оно северное сияние.
- А вы бы хотели отправиться в путешествие на Северный полюс и посмотреть на северное сияние? (Да). На чем отправимся? - Вспомните сказку В. Катаева «Цветик – семи цветик». Одно из желаний девочки было попасть на Северный Полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой.
- Почему? ( было холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей.)
Педагог: - Хотели бы вы попасть на Северный Полюс? ( Да!)
Педагог: (пройдите к географической карте). - Как вы думаете, в какой цвет окрашен Северный Полюс? ( Белый!)
Педагог: - Почему вы так думаете?
Дети: - Потому, что там очень холодно и много снега.
Педагог: - Вы правы. А ещё Северный полюс – это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, высота которого равна высоте трёх этажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живём мы. Там, на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго не сходит с неба. (Показ слайда)
- Посмотрите, как выглядит Северный полюс. Эту фотографию сделали космонавты из космоса. Почему так много белого цвета? (Там много снега, льда). Совершенно верно. Именно поэтому Северный полюс называют ледяной или снежной пустыней. Ребята, уже надо собираться в дорогу. Сейчас мы выберем предметы, которые нам понадобятся в дороге.
- Д/И:«Собери вещи на Северный полюс» . ( Дети выбирают нужные картинки. Теплая одежда. Аптечка, бинокль. Верёвка, карта, еда, вода и т. д.) Педагог проверяет и уточняет выбор детей.
- Правильно ребята! Мы собрали необходимые вещи, теплую одежду, запас продуктов и воды. Можем отправляться. Я предлагаю вам отправиться вот на этом судне, на ледоколе. Почему оно так называется? (Потому, что может колоть лед, показ - ледокола)
Да, ведь плыть мы будем по Северно-Ледовитому океану. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома. ( Арктика) Занимайте места. В путь! (Это – Северно-ледовитый океан)
- Вот и приехали мы туда, где царство холода и льда! Мы с вами, ребята, в Арктике. ( показ слайда Арктика)
- Посмотрите, кто-то нас встречает, ребята. Кто же это? (Белый медвежонок)
Медвежонок Умка, хочет проверить, как вы знаете животных, живущих на Севере.
- Игра «Что лишнее?»
Посмотрите на экран, перед вами фотографии разных животных. А какие из них живут на Севере? - Правильно, молодцы!
- Чтобы не замерзнуть, давайте с вами подвигаемся. (Танцуют под мелодию песни «Где-то на белом свете…»).
- Давайте вспомним, что мы знаем о белых медведях. ( Видео)
– Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
– Впадает ли он в спячку? (Ответы детей).
– Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.
– Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами).
– Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа? (Он хорошо умеет плавать).
– Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.
– Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Ответы ).
– Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?
– Хотите это проверить?
Исследовательская деятельность.
- В стакан с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром). Педагог: - Кто ещё из животных использует эту хитрость?
Педагог: - Да, рыбой, которой много в тех местах. Молодцы!
-А кто ещё любит рыбу? (- Птицы!)
Педагог: - В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам и образуют птичьи базары. Что такое птичьи базары?
Птичий базар - это массовые гнездовья морских птиц: бакланов, олуш, пингвинов, обычно расположенных на скалах круто обрывающихся к морю.
Педагог: - Как вы думаете, почему, так называется большое скопление птиц?
Дети: - Потому, что очень много птиц, как на базаре людей.
-Д.И. «Что перепутал художник» (показ картинок)
(Слайд – северное сияние)
- Ой, посмотрите какое красивое, завораживающее небо. Что же это такое, ребята? (Северное сияние)
Да, это северное сияние! (Полюбоваться).
Что – то холодно здесь, я предлагаю отправляться в обратный путь. Занимайте места на ледоколе.
Вот мы и дома, ребята! Присаживайтесь на свои места. А на память о нашем путешествии, давайте, с вами изобразим северное сияние. Перед вами бумага, на которой изображена темная ночь, а также волшебная палочка. С помощью этой волшебной палочки мы с вами отыщем северное сияние, которое спряталось.
-Где мы побывали? (На Северном полюсе) Кому что понравилось?
(Красивое Северное сияние. Покрыт Северный Ледовитый океан льдами.
Полгода длится полярный день, полгода полярная ночь. Можно встретить белого медведя, тюленя, моржа, северного оленя. Покрыто тело медведя, тюленя, моржа жиром. Питается белый медведь рыбой, тюленями, моржами)
- Есть ли среди этих животных травоядные?
Дети: - Нет, так как в ледовой пустыне ничего не растёт!
Педагог: Какие вы молодцы! Вот и закончилось наше небольшое путешествие на Северный Полюс. Жители полюса, дарят вам в знак знакомства, вот эти раскраски. (Раскраски с изображением – белого медведя, моржа, тюленя)