Просмотр содержимого документа
««Занятия дошкольников в художественных студиях».»
Консультация для родителей «Занятия в художественных студиях».
В целях осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей в дошкольных учреждениях организуются художественные студии. Их создание весьма прогрессивно, однако вызывает большую потребность в специалистах, которые могли бы заниматься с детьми, развивая их художественные и творческие способности. Дело это не простое. От такого специалиста требуются знания законов художественного творчества, психолого-педагогических основ развития детского творчества, психологии ребенка, его индивидуальных особенностей. Поэтому каждому, кто хотел бы работать с детьми в студиях, целесообразнее пройти подготовку на специальных курсах, где профессиональные художники получают знания в области педагогики и психологии ребенка и знакомятся с условиями развития детского творчества. Безусловно, руководителям студий и центров необходимо постоянно повышать психолого-педагогическую культуру. Занятия в студиях интересны и полезны. Интересны потому, что происходят в необычной обстановке, не в группе, к которой привыкли дети. А в специально созданных для этого помещениях, оформленных особым образом, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Опыт показывает, что детям нравится заниматься в студии, они охотно идут на эти занятия, если, конечно, работа осуществляется неформально и с детьми работает заинтересованный, творческий педагог. Работа в условиях студии позволяет систематически и последовательно решать задачи дифференцированного, индивидуального подхода. Помимо занятий со всей группой, можно проводить занятия с детьми по подгруппам. При этом подгруппы можно составлять на основе уровня владения навыками изобразительной деятельности. Состав подгруппы детей со слабо развитыми навыками и умениями может быть несколько меньшим, чем подгруппы более сильных детей. Это позволит уделить каждому ребенку больше внимания. С детьми, проявляющими, высокий интерес к изобразительной деятельности и обладающими более развитыми способностями в студии проводятся отдельные занятия. Организация деятельности детей может быть многовариантной, и это вполне естественно, ведь у каждого педагога свой подход. Так, в случаях, когда педагог – руководитель студии проявляет склонность к одному из видов изобразительной деятельности, например, к декоративной деятельности или лепке. Тогда, творческая работа с детьми ведется преимущественно в этом направлении. Ещё одним немаловажным компонентом является изобразительная деятельность в игре. Считается, что пережитое ребенком в игре окрашивает художественную деятельность положительными эмоциями: своими рисунками, лепкой, аппликацией, ребенок рассказывает, во что и как он играл. Дети стараются отразить свои игры в рисунках как можно полнее и разнообразнее, а задача взрослого – помочь им в этом, предлагая вспомнить наиболее интересные и легкие для передачи эпизоды. Знание наиболее распространенных в группе игр, наблюдения за играющими подопечными, обогащение содержания игр, атрибутов, позволяют педагогу влиять на развитие изображаемого сюжета. Интересные возможности для установления связи между изобразительной деятельностью и игрой содержатся в дидактических играх, учитывая, что этот вид взаимосвязи мало описан в литературе, мы остановимся на данном вопросе более подробно. В процессе дидактических игр («Чудесный мешочек», парные картинки, разнообразные лото, домино и др.) ребенок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов: цвете, форме, строении, величине, для того, чтобы изображать предметы. Дидактические игры обогащают сенсорный опыт детей, их мышление, умение сравнивать, выделять сходства и различия. Расширяют представления детей об окружающем мире, формируют обобщенные представления о свойствах схожих предметов, что в свою очередь способствует овладению обобщенными способами изображения. Ребенок получает возможность самостоятельно и свободно творить. Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируется эстетическое восприятие и представление, а также образное мышление и воображение. Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза, развиваются когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур.