Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Изготовление оберега - куклы Зерновушка"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Изготовление оберега - куклы Зерновушка"
Занятие подготовлено в рамках пректа по знакомству детей с народными традициями и обычаями. Проходит очень интересно,но требует преварительной подготовки от воспитателя и детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В: Во время подготовки к занятию обращаю внимание детей на куклу. Посмотрите, дети, какую куклу я сделала.
Нравится кукла? Это тряпичная кукла Зерновушка.
В: приглашаю детей подойти к столу с куклами и крупами, провожу вступительную беседу:
«История возникновения народной куклы»
В: Такие куклы делали в старину. Тряпичная кукла безлика. Безлика это как…
Д: Без лица, у нее нет глаз, носа, рта.
В: Играя в куклы, дети учились разговаривать, шить, понимать, что такое семья: Ребята, семья это кто…
Д: мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки;
В: Крестьянские семьи в ту пору были очень большие, в каждой по 10 детей и больше, поэтому и кукол было много (иногда до 100 штук насчитывалось).
Считалось, чтобы девочка выросла хорошей матерью, она должна была уметь играть в куклы, заботится о них. Ребята, что, значит заботиться?….
Д: Кормить, одевать, играть…
В: В каждой семье кукол делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых, так как каждая кукла была сделана в единственном виде и с особой родительской любовью и мудростью. Дети чувствовали это, и относились к ним бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Их брали на жатву и на посиделки.
В: Вы хотите сделать такую же куклу как у меня?
Д: выражают желание сделать такую же куклу.
В: Проходите на свои места.
Тряпичные куклы бывают: игровые, обрядовые и обереги.
(Указание на иллюстрации «Как жили люди в старину»)
Игровые куклы для забавы детям, в них проигрывалась вся деревенская жизнь.
Обрядовые куклы делали на праздник Масленица, свадьбы.
Обереги - люди верили, что они оберегают и спасают человека от опасностей
Кукла Зерновушка - оберег. Куклу хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами и верили, что следующий год будет сытым и богатым. Называют её по-разному: Крупеничка, Зерновушка, Зернушка, потому, что внутри куклы мешочек с зерном.
Творческая работа.
В: Для работы нам нужен стакан зерна или крупы.
Ребята, берите стаканчики, подходите к контейнерам и набирайте по полному стакану, но знайте, что каждая крупа имеет свое значение.
В то время, когда дети набирают, рассказываю о назначении каждого зерна.
Гречиха – на сытость и богатство;
Рис - самое дорогое зерно, на праздник; Перловка - на сытость;
Пшено - для радости, защита от сглаза
Пшеница – на рост; Ячмень - на силу.
Горох - дружба и мир в семье; Можно и все крупы положить.
Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
Проходите на места.
В работе мы будем ориентироваться на схему на доске.
Показ последовательности изготовления куклы - Зерновушки:
Для этого я сшила заготовки – рукава.
Делаем донышко. Одно отверстие завязать нитками.
(Предлагаю детям выполнить эту работу в парах, помочь другу подержать мешочки).
Мешочек вывернуть, поместить в пустой стаканчик для устойчивости и удобства завязывания.
Мешочек наполнить крупой (не полностью).
Предложить взять ещё зерна, у кого не хватило.
Затянуть мешочек нитками сверху.
Оформить голову, завязав нитку на уровне шеи.
Разложить юбку лицевой стороной ткани вверх, фартук положить посередине юбки; сверху положить мешочек с крупой таким образом, чтобы голова была выше низа юбки; обернуть мешочек концами слева и справа;
Завязать ниткой, отогнуть юбку вниз;
Ленту - кружево повязываем на голову куклы на уровне лба.
Повязать ситцевый платок (в нашем случаи косынка), завязав его сзади, вокруг шеи куклы.
Во время выполнения работы хвалю детей:
- Как ты стараешься сделать узелок….,
- хорошо завернул(а),
- завязала аккуратно и т.д.
Обращаю внимание детей на последовательность работы (придерживаться схемы алгоритма). Оказываю индивидуальную помощь в случае затруднения.
Рефлексия:
- Ребята, у меня теперь есть еще одна кукла.
- А у вас кукла получилась?
- Что больше всего понравилось?
- Чья кукла больше всего понравилась? Почему?
- С кем ты хочешь поиграть?
- Сможешь ли сам сделать куклу? А научить братьев, сестер?
Предлагаю свое настроение отметить смайликами, наклеить на небо:
Желтое – кукла получилась, ты доволен, что сделал сам;
Оранжевое – можешь сделать только с помощью взрослых, надо еще постараться;
Зелёное – ничего не получилось, настроение плохое.