kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Изготовление оберега - куклы Зерновушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие подготовлено в рамках пректа по знакомству детей с народными традициями и обычаями. Проходит очень интересно,но требует преварительной подготовки от воспитателя и детей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Изготовление оберега - куклы Зерновушка"»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.


Тема: « Изготовление оберега – куклы Зерновушка».

Подготовила: воспитатель Мальцан И.В.


Цель: ознакомление и приобщение детей к народной культуре, углубление знаний по изготовлению кукол-оберегов.

Задачи:  

Образовательные: приобщить детей к народной культуре; формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

Развивающие: развивать творческий подход к изготовлению народных кукол (подбор круп и зерна), развивать творческое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к народным традициям, историческому прошлому.


Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций «Как жили люди в старину» (быт, труд, отдых, развлечения);

- Беседы:

«Одежда людей я в старину», 

«Не красна изба углами, красна пирогами»,

«Тряпичные куклы»,

«Хлеб, да каша – еда наша»;

- Разучивание поговорок;

- Рассматривание различных видов круп;

- Дидактические игры:

«Шнурочки»; «Завяжи платок»; «Подскажи словечко».


Материалы и оборудование: 

Куклы: - Зерновушка, - Колокольчик, - соломенная.

Схема алгоритма работы по создания куклы - Зерновушки.

Контейнеры с зерном и крупой: пшеница, ячмень, рис, горох, перловка, гречка, пшено.


На каждого ребенка:

Мешочек-основа (лоскут льняной или плотной х/б ткани зашит с боков заранее) – 18*20 см;

Крупа или зерно (по выбору) - 300гр.;

Стаканчик пластиковый (200мл) для крупы;

Стаканчик пластиковый (200мл) под мешочек;

Нитки красного цвета для крепления поделки;

Юбка - лоскут яркой х/б ткани - 10*22 см;

Фартук - лоскут х/б ткани - 4*8см;

Тесьма, тонкое кружево под косынку – 35 см;

Косынка (треугольный лоскут ткани) – ½ 40*40 см.




Ход занятия:

Магнитная доска с иллюстрациями «Как жили люди в старину».

Центральная доска: закреплена схема алгоритма «Зерновушки».

На двух столах стоят контейнеры с крупой.


В: Во время подготовки к занятию обращаю внимание детей на куклу.   Посмотрите, дети, какую куклу я сделала.

Нравится кукла? Это тряпичная кукла Зерновушка.

В: приглашаю детей подойти к столу с куклами и крупами, провожу вступительную беседу:


«История возникновения народной куклы»


В: Такие куклы делали в старину. Тряпичная кукла безлика. Безлика это как…

Д: Без лица, у нее нет глаз, носа, рта.

В: Играя в куклы, дети учились разговаривать, шить, понимать, что такое семья: Ребята, семья это кто…

Д: мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки;

В: Крестьянские семьи в ту пору были очень большие, в каждой по 10 детей и больше, поэтому и кукол было много (иногда до 100 штук насчитывалось).

Считалось, чтобы девочка выросла хорошей матерью, она должна была уметь играть в куклы, заботится о них. Ребята, что, значит заботиться?….

Д: Кормить, одевать, играть…

В: В каждой семье кукол делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых, так как каждая кукла была сделана в единственном виде и с особой родительской любовью и мудростью. Дети чувствовали это, и относились к ним бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Их брали на жатву и на посиделки.


В: Вы хотите сделать такую же куклу как у меня?

Д: выражают желание сделать такую же куклу.

В: Проходите на свои места.

Тряпичные куклы бывают: игровые, обрядовые и обереги.

(Указание на иллюстрации «Как жили люди в старину»)

Игровые куклы для забавы детям, в них проигрывалась вся деревенская жизнь.

Обрядовые куклы делали на праздник Масленица, свадьбы.

Обереги - люди верили, что они оберегают и спасают человека от опасностей


Кукла Зерновушка - оберег. Куклу хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами и верили, что следующий год будет сытым и богатым. Называют её по-разному: Крупеничка, Зерновушка, Зернушка, потому, что внутри куклы мешочек с зерном.


Творческая работа.

В: Для работы нам нужен стакан зерна или крупы.

Ребята, берите стаканчики, подходите к контейнерам и набирайте по полному стакану, но знайте, что каждая крупа имеет свое значение.


В то время, когда дети набирают, рассказываю о назначении каждого зерна.

Гречиха – на сытость и богатство;

Рис - самое дорогое зерно, на праздник;
Перловка - на сытость;

Пшено - для радости, защита от сглаза

Пшеница – на рост;
Ячмень - на силу.

Горох - дружба и мир в семье;
Можно и все крупы положить.

Так же на дно куклы иногда кладут монетку.


Проходите на места.

В работе мы будем ориентироваться на схему на доске.


Показ последовательности изготовления куклы - Зерновушки:

Для этого я сшила заготовки – рукава.


  1. Делаем донышко. Одно отверстие завязать нитками.

(Предлагаю детям выполнить эту работу в парах, помочь другу   подержать мешочки).

Мешочек вывернуть, поместить в пустой стаканчик для устойчивости и удобства завязывания.

  1. Мешочек наполнить крупой (не полностью).

Предложить взять ещё зерна, у кого не хватило.

  1. Затянуть мешочек нитками сверху.

  2. Оформить голову, завязав нитку на уровне шеи.

  3. Разложить юбку лицевой стороной ткани вверх, фартук положить посередине юбки; сверху положить мешочек с крупой таким образом, чтобы голова была выше низа юбки; обернуть мешочек концами слева и справа;

  4. Завязать ниткой, отогнуть юбку вниз;

  5. Ленту - кружево повязываем на голову куклы на уровне лба.

  6. Повязать ситцевый платок (в нашем случаи косынка), завязав его сзади, вокруг шеи куклы.


Во время выполнения работы хвалю детей:

- Как ты стараешься сделать узелок….,

- хорошо завернул(а),

- завязала аккуратно и т.д.

Обращаю внимание детей на последовательность работы (придерживаться схемы алгоритма). Оказываю индивидуальную помощь в случае затруднения.


Рефлексия:

- Ребята, у меня теперь есть еще одна кукла.

- А у вас кукла получилась?

- Что больше всего понравилось?

- Чья кукла больше всего понравилась? Почему?

- С кем ты хочешь поиграть?

- Сможешь ли сам сделать куклу? А научить братьев, сестер?


Предлагаю свое настроение отметить смайликами, наклеить на небо:


Желтое – кукла получилась, ты доволен, что сделал сам;

Оранжевое – можешь сделать только с помощью взрослых, надо еще постараться;

Зелёное – ничего не получилось, настроение плохое.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Мальцан Ирина Владимировна

Дата: 30.03.2017

Номер свидетельства: 405228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства