Цель занятия: развитие связной речи, мелкой моторики руки.
Задачи:
— активизация и расширение словаря по теме «Посуда»;
— закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже;
— образование и употребление относительных прилагательных;
— развитие внимания, памяти.
Ход занятия
1. Оргмомент. Отгадывание загадок
Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.
Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.
Рыба в море, а хвост на заборе. — Ковш.
Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.
Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.
Все отгадки выставляются на стол. «Как все это назвать одним словом?»
Называют посуду, какой здесь нет.
2. Употребление существительных в родительном падеже. Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 картинок посуды. Детей просят закрыть глаза, педагог прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца...
3. Пальчиковая гимнастика Пальцы сжаты в кулак. Начинаем разгибать с большого пальца.
Этот пальчик воду носит,
Этот пальчик дрова возит,
Этот пальчик огонь разводит,
Этот кастрюлю на плиту ставит,
А этот кашу варит.
Каша вкусная — «Ура», пальцы раскрываем все
Все трудились с утра, сжимаем в кулак
4. Развитие мелкой моторики.
Раскрась картинки.
5. Образование и употребление относительных прилагательных. Игра «Магазин». «Посмотрите, это хозяйственный магазин. Отдел посуды». Перечисляют, какая посуда стоит на полках. «Вот когда в магазине никого нет, посуда разговаривает, вот так». Педагог легко постукивает по посуде из стекла, фарфора, хрусталя, керамики, металла, пластмассы, дерева... «Как вы думаете, отчего такой разный звук? — Потому что сделана из разного материала. — Вот чашка их фарфора. Значит, она какая? Фарфоровая. Стакан из стекла — стеклянный. Салатница из хрусталя — хрустальная... Теперь всю эту посуду можно купить. Если вы правильно о ней скажете, вам ее продадут. — Я покупаю фарфоровую чашку. Я покупаю эмалированную кастрюлю.
6.Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.