Занятие с воспитанниками ДОУ "Пальчиковое рисование"
Занятие с воспитанниками ДОУ "Пальчиковое рисование"
Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность» в рамках федеральных государственных требований.
Занятие является логически выстроенным, т. к. все компоненты занятия (три этапа) направлены на решение ведущей цели: развитие интереса детей к художественному творчеству посредством применения нетрадиционной техники рисования – кляксографии.
На данном этапе обучения предложенный материал, а также методы и приемы доступны для детей в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вид деятельности: продуктивная (нетрадиционное рисование) Цель: Развитие интереса детей к художественному творчеству посредством применения нетрадиционной техники рисования – кляксографии.
Задачи: Художественное творчество: Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой кляксографии с трубочкой. Закреплять знания о теплых и холодных тонах. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к изображению предметов нетрадиционным способом. Познание: Закреплять умение детей устанавливать связь между предметом и окружающей средой, представление о разновидностях полевых цветов, их сходстве и различиях. Развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы. Коммуникация: Развивать умение внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания. Развивать диалогическую речь. Упражнять детей в словообразовании. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Социализация: Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом в малой подгруппе, умение детей входить в воображаемую игровую ситуацию, стремление к получению единого результата Безопасность: Формировать у детей умение безопасного пользования нетрадиционным оборудованием.
Физическая культура:
Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
Словарная работа: Клякса, цветы - полевые, комнатные, садовые. Оборудование: 1 лист бумаги формата А 4, гуашь, конверт с письмом, аудиозапись, материал к играм «Собери цветок» и «Разложи по цвету», физкультурный инвентарь: плоское кольцо, «кочки». Музыкальное сопровождение: Аудиозапись мелодии П.И. Чайковский «Вальс цветов». Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации из серии «полевые цветы»; чтение художественных произведений, стихов, загадок, дидактические игры: «Собери цветок», «Составь букет», «Найди по описанию»; просмотр фильмов о природе, беседы.
Взаимосвязь целей данной непосредственно – образовательной деятельности с целями других видов деятельности и направленность на практическую деятельность воспитанников
Данное занятие является обучающим. Направлено на обучение детей рисованию полевых цветов нетрадиционной техникой - кляксографией с трубочкой. Деятельность тесно связана с познавательно-речевым развитием образовательными областями «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»; художественно-эстетическим развитием образовательными областями «Рисование», «Лепка», «Аппликация».
Содержание образования
Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность» в рамках федеральных государственных требований.
Занятие является логически выстроенным, т. к. все компоненты занятия (три этапа) направлены на решение ведущей цели: развитие интереса детей к художественному творчеству посредством применения нетрадиционной техники рисования – кляксографии.
На данном этапе обучения предложенный материал, а также методы и приемы доступны для детей в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста.
На данном занятии научность изложения содержания образования воспитанников реализовывалась через обучение приемам нетрадиционного рисования – кляксография с трубочкой на основе технологий И.А.Лыковой, Г.Н.Давыдовой, Р.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой.
Методы и приемы
Словесные: - беседа; художественное слово; вопросы к детям; указания к действию, пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание
Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Формирование интереса к выполнению поручений, желания заниматься нетрадиционной техникой рисования.
2
2.
Основная часть
Закрепление знаний детей о полевых цветах; развитие умения детей пользоваться техникой кляксографии с трубочкой. Закрепление знаний детей о теплых и холодных тонах. Развитие умений внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания. Развитие диалогической речи.
Развитие умений детей взаимодействовать друг с другом в малой подгруппе, умение детей входить в воображаемую игровую ситуацию, стремление к получению единого результата.
16
3.
Заключительная
часть
Подведение итогов, оценка деятельности детей.
2
Мотивация и интерес к образовательной деятельности достигается путём эмоционального вхождения в тему, занимательным содержанием, использованием разнообразного демонстрационного материала, художественного слова, проблемно - игровой ситуации.
Целесообразность и характер постановки домашнего задания
Целесообразность и характер постановки домашнего задания заключается в продолжении работы в режимных моментах в детском саду и дома: - создание условий для самостоятельной художественной деятельности детей; - для закрепления знаний детей в самостоятельной, совместной деятельности и с родителями (дальнейшее знакомство с садовыми и полевыми цветами); -для воспитания у детей интереса к познанию. Примечание: домашнее задание в детском саду носит условный характер.
Ход занятия Организационный момент Цель: Формировать дружеские взаимоотношения. Снять психическое напряжение, настроить детей на работу в группе и подгруппах. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Предлагаю вам, ребята, присесть вместе со мной на палас и закрыть глаза. Игровое упражнение: «Цветные краски» Вот сейчас закроем глазкии окажемся мы в сказке.
В одной красивой яркой коробке жили-были разноцветные Краски. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробка открылась, и Краски взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Вот и мы сегодня будем рисовать, и радовать всех своими рисунками открыли глаза, и друг другу улыбнулись.
Игровая мотивация
Воспитатель: Ребята посмотрите, сегодня рано утром в группу заходил почтальон и принес нам очень интересное письмо, а как вы думаете от кого это письмо? (На письме нарисованы краски, кисточка) Ответы детей. Давайте прочитаем его и узнаем, что в нем. Воспитатель читает письмо: «Ребята у меня случилась беда, я хотела нарисовать красивые полевые цветы, но кто- то поставил большую кляксу и испортил мой листок, может, вы сможете помочь мне превратить эту кляксу в красивый рисунок?». Воспитатель: Ребята, что же делать? Надо помочь Кисточке и превратить кляксу в красивый рисунок! А как вы думаете, где бы могла спрятаться клякса? (Ответы детей).
Основной этап
I. препятствие
Воспитатель: Я предлагаю поискать кляксу на поляне где много цветов, ведь клякса может быть любого цвета, как цветочная поляна. Мы отправимся с вами в путь и будем собирать полевые цветы.
- Какие вы знаете полевые цветы? (Ответы детей).
- Почему они так называются «полевые»? (Потому что они растут в поле)
- Давайте повторим это слово «полевые» (по одному и хором).
- А как называются цветы, которые растут в саду, а в комнате? (Ответы детей).
Проводится аналогичная словарная работа с детьми.
- Если вы готовы, можно отправляться в путь на цветочную поляну!
Дети выстраиваются за воспитателем и идут по «волшебной дорожке» с препятствиями (физкультурный инвентарь), произнося слова:
На цветочную поляну
Торопимся быстрей
Помочь несчастной Кисточке
Должны мы поскорей!
Пройдем мы все преграды,
Расчистим все пути.
Проказницу мы Кляксу
Обязаны найти!
(Дети останавливаются у ковра, где перепутаны все изображения цветов).
Игра в парах «Собери цветок»
Цель: Продолжать уточнять представления о цветах; закреплять умения выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую моторику, умение работать в группе без образца.
Воспитатель: Вот мы и попали на поляну. Здесь, наверное, побывала клякса и перепутала все цветы. Попробуем их собрать. (Воспитатель распределяет по три ребенка на каждый цветок).
Воспитатель: Посмотрите, какие цветы у вас получились? (полевые).
(Ребенок из каждой группы отвечает, второй – повторяет название цветка.
(словарная работа)
Воспитатель: Ребята, давайте, сравним цветы.
- Сначала назовите, что у них общего?
- А теперь скажите, чем они отличаются.
Воспитатель: Мы исправили то, что перепутала клякса.
У нас получилась красивая поляна с полевыми цветами.
Идем дальше
(Дети становятся за воспитателем и идут по «волшебной дорожке» с препятствиями (физкультурный инвентарь), произнося слова):
На цветочную поляну
Торопимся быстрей
Помочь несчастной Кисточке
Должны мы поскорей!
Пройдем мы все преграды,
Расчистим все пути.
Проказницу мы Кляксу
Попробуем найти!
(Дети останавливаются у ковра, где разложены разноцветные Кляксы).
II. Препятствие
Игра «Разложи по цвету» (по подгруппам)
Цель: Закреплять умение различать холодные и тёплые тона.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько здесь следов. Как вы думаете, чьи это следы? (Ответы детей). Конечно, их оставила клякса. Давайте наведем здесь порядок и уберем все следы. Для этого разделимся на две группы. Мальчики будут собирать кляксы холодных тонов в коробочку с изображением снежинки, а девочки – кляксы теплых тонов, в коробку с изображением солнца.
- Следы каких тонов вы будете собирать в коробку со снежинкой (Холодных тонов)
- Назовите их. (Ответы детей)
- Следы каких тонов вы будете собирать в коробку с солнцем? (Теплых цветов)
- Назовите их. (Ответы детей)
Дети собирают следы. Затем обе подгруппы проверяют друг у друга правильность выполнения задания. Исправляют ошибки.
Игра «Разложи по цвету» (по подгруппам)
Мотивация к деятельности
Посмотрите на мой стол, клякса и здесь побывала и оставила следы. Вот она проказница! Как, же нам теперь ее превратить в красивый рисунок? (ответы детей). А я вас научу и покажу, как мы будем превращать эту кляксу в цветок.
Дети стоят вокруг стола.
Воспитатель: Для того чтобы наше превращение получилось нам понадобятся: листы, краски, кисти и трубочки.
Сначала я опускаю трубочку в краску, зажимая верхнюю часть пальцем. Подношу, к листу поднимаю палец и дую в трубочку. Получилась клякса. Моя клякса синего цвета, как вы думаете в какой цветок ее можно превратить? (Ответы детей).
Для этого ставим кисточку в середину кляксы и вытягиваем лепесток. Концом кисти дорисовываем стебель и лист. После того как подсохнет бутон прорисовываем серединку. Наш цветок готов. Чтобы получилась полянка с полевыми цветами можно нарисовать несколько цветов.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Прежде чем начать превращать нашу кляксу давайте вспомним последовательность.
- С чего начнете? (опустить трубочку в краску, зажать верхнюю часть пальцем. Поднести, к листу поднять палец и дую в трубочку).
- Что нужно взять потом? (кисточку и растянуть наши листочки бутона).
- Как нужно рисовать стебель и листья? (Концом тонкой кисти, зеленным цвета).
- Какие цвета будете использовать? (Красный, синий, желтый, белый, зелёный).
- Молодцы, ребята, всё знаете!
Пальчиковая гимнастика И для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.
Руки перед собой, ладошки широко раскрыты.
Вращение кистей рук.
Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.
Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.
Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.
Стучат кулачок о кулачок.
И приговариваем заклинание
Красный, желтый, голубой –
Кляксу любим мы с тобой!
Сказка начинается,
Клякса превращается,
В цаплю, клоуна, цветок – бархатистый лепесток,
В чашку, бабочку, слона превращается она.
Появляется Кисточка.
Беда случилась со мной сегодня
И вы друзья мне помогли,
В цветочки кляксы превратили
Спасибо вам друзья мои.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте снова присядем на наш палас, закроем глаза и скажем волшебные слова:
Вот сейчас закроем глазки,
Возвращаемся из сказки!
Воспитатель: Посмотрите-ка, мы опять в нашем любимом детском саду.
Подведение итога занятия
Что вы превращали в цветок? (Кляксы)
Какие цветы у вас получились? (Ответы детей)
Какие задания сегодня мы с вами выполняли? (Ответы детей)
Кисточке ваши цветы очень понравились, ведь вы так старались!
Если вам понравилась новая техника изображения цветов и вы научились этому, задания были интересны и вы справились с ними легко - возьмите себе кляксу красного цвета, а если вы испытывали затруднения – возьмите себе кляксу синего цвета.