Просмотр содержимого документа
«Занятие в дошкольной группе "Мир звуков"»
Конспект музыкального занятия в старшей дошкольной группе.
Тема. Путешествие в мир звуков.
Цели:
1. Ознакомление с образованием звуков.
2. Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку.
3. Воспитание интереса к звучащему миру.
Оборудование:
1. Сундучок, стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, лист бумаги, емкость с водой.
2. Презентация «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3. Картина Бабы Яги (смех - фонограмма)
4.Фланелграф с нотками.
5. Песня «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского.
6. Песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г. Струве.
7. Песня «Музыкальные страницы»
Ход занятия
Звучит песня « Музыкальные страницы»
Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук. Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на луну. Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный»! А.Усачев «Звуки»
Звук живет в любом предмете, Сколько их – посмотри! Звук – шутник, играя с нами, Любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, шуршание бумагой, переливание воды).
Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются.
Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду.
Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).
Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).
Самолет, салют, карусель, церковь: (Улица).
Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю поиграть!
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С.А.Коротаевой (сборник «Игровая методика обучения детей пению», О. Кацер, СПб, 2012г.)
Листочки на ветках шуршали (шшш- тихим голосом)
Капельки в гости звали
Капельки к ним прилетели
и звонкую песню запели. (кап-кап-кап—нисходящим звуком)
От звонка проснулся ветер (у-у-у с изменением звуков, помочь рукой)
И разбудил всех на свете.
Кошку и с ней котенка, (МУР-мур, мяу-мяу в разных регистрах)
Спавшего в люльке ребенка (уа-уа-уа)
Болотных зеленых лягушек (ква-ква-ква )
И даже ворчливых старушек (бу-бу-бу)
Злую собаку (гав-гав-гав)
Назойливых мух (з-з-з-з)
Вскоре проснулся петух (ку-ка-ре-ку)
Звонко пропел он.
И заблестела роса на лугу (о-о-о трочечно, отрыисто на любых звуках в высоком регистре)
Солнышко тоже проснулось,
И ласково всем улыбнулось (все запели « А» каждый на своей высоте звука. Улыбнуться всем)
Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах.
Посмотрим презентацию « Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ.
И от грусти, и от скуки, Могут вылечить нас всех, Озорных мелодий звуки, Песни, шутки, пляски, смех.
Послушайте небольшой фрагмент, а именно смех и вы сразу представите сказочного героя (звучит смех Бабы яги, показ картины)
Вы сами многозвучный музыкальный инструмент. Вы – человек оркестр.
Ладонью стряхиваем с брюк крошки. Послушаем, как звучит.
Сделали то е в разных темпах и с различным ритмическим рисунком (показ).
Потерли ногтями об одежду. А теперь, ладонью об ладонь. Другой звук?
Похлопаем ладонями себе по коленям. Теперь по грудной клетке.
А теперь пощелкали себя по надутым щекам. Добавили открытый рот.
Продолжаем щелкать, изменяя положение рта от «а» до «у».
Запустили пальцы в волосы и делаем «полоскательные» движения. Зажали, но двумя пальцами и соскальзываем одним, издавая гортанный (не раскрывая рта) звук.
Чем не гавайская гитара?
А теперь раскрываем рот от «а» до «у» ну, наконец, добрались до рта. А голос у нас на что?
Так как, человек –оркестр, музицировать будем?
Мы будем лепит снежки , не простые, а музыкальные. До, ре ми фа, соль, ля, си – музыкальные снежки! Из снега нотки слепим быстро, чтоб звучали они чисто. Как скажу я раз, два, три, слепи и нотку назови!
Как слепил, снежок бросай, в центр круга не зевай, Дружно ноты называйте, очередность не сбивайте!
Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую постановку.
Мы с вами вместе будем исполнять нотки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си
Песня из телевизионной передачи «Урок пения» «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского (журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2006г.) ( экран)
(показ нот на фланелеграфе)
Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку, Что такое эта музыка, Расскажите мне скорей…
Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня.
Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.
Дарите музыку друг другу, Дарите музыку друг другу. Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас! В. Степанова
Всем спасибо за внимание, Я пою вам: «До свидания!»
1. «Пошла Поля полоть в поле»,
2. «Лена искала булавку,
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день».
3. «Съел Слава сало, да сала было мало».
4. «Укатил Костя в Кострому в гости».
5. «Играл Егорка с Игорьком,
Скатились с горки кувырком».
Скороговорки:
1. «У бабушки – бабули
Две внучки крохотули.
Модница Марьяшечка,
КУДРЯШКОЗАВИВАШЕЧКА,
НАРЯДЫПРИМЕРЯШЕЧКА,
НИЧЕМНЕЗАНИМАШЕЧКА.
И умница Наташенька,
КВАРТИРУПОДМЕТАШЕНЬКА,
ПОСУДУВЫТИРАШЕНЬКА,
ПОВСЮДУУСПЕВАШЕНЬКА».
2. «Скорошоворун, скороговорил, выскороговаривал,
Что все скороговорки он перескороговорит, перевыскороговорит.
Но, заскороговорившись, Скороговорун выскороговорил,
Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить».
3. «Роботу всякое дело нравится.
Робот с любою работаю справиться.
Робот умело мотор собирает.
Режет металл и на скрипке играет.
Робот на всех языках говорит.
Робот игрушку себе мастерит.
Робот умеет верно служить.
Робот, а можно с тобою дружить?»
4. «Здание реконструировали,
Проходы забаррикадировали,
Жителей эвакуировали,
Время зафиксировали,
Результат запротоколировали,
Всё, как запланировали,
И запрограммировали.
Педагог: Вы видите, ребята. Оказалось, что произносить сложные скороговорки сразу, трудно. Я сейчас раздам вам листочки, на которых нарисована линейка. На ней написано: ПЛОХО, ХОРОШО, ОТЛИЧНО.
Подумайте и оцените, как вы выполнили это задание. Для этого возьмите ручки и поставьте «галочку» на этой линейке. Спасибо. Я вижу, ребята, что вы поставили «галочки», между «плохо» и «хорошо».
Ребята, а как вы думаете, почему у вас не получилось сразу проговорить эти скороговорки?
Дети отвечают: Потому что, над скороговорками нужно работать.
Педагог: Правильно, ребята. Над скороговорками нужно работать. Поэтому, хочу вам ещё раз напомнить, что тема нашего занятия «Работа над скороговорками». Прежде чем начинать работу над скороговорками, надо знать правила. Какие?
Дети отвечают:
1. Медленно и чётко прочесть скороговорку.
2. Определить паузы и логические ударения в скороговорке.
3. Прочесть скороговорку ещё раз, постепенно убыстряя темп.
4. Прочесть скороговорку в быстром темпе.
Педагог: А теперь, ребята, одну из предложенных сложных скороговорок прочтём вместе с вами по всем правилам.
7. Закрепление материала.
(Дети, вместе с педагогом, отрабатывают одну из сложных скороговорок)
Педагог: Вот теперь виден результат нашей работы над сложными скороговорками. Так кто же будет Скоморохами на новогоднем представлении? Мы это решим в процессе занятия. Для начала надо разбиться на три команды.
(Дети делятся на три команды)
Уважаемые члены команд, попробуйте угадать и озвучить скороговорку после моей подсказки. Скороговорки нам с вами известны. Мы их учили.
- В этой скороговорке говорится о том, как важно во время прогулки есть хлебобулочные изделия.
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
- В этой скороговорке говорится о том, как опасно торговать на базаре. Можно получить травму головы.
«Пётр Петрович пошёл погулять.
Поймал перепёлку, понёс продавать.
Просил полтинник, получил подзатыльник».
- В этой скороговорке говорится о том, как опасно опускать руку куда попало.
«Ехал грека через реку.
Видит грека в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап».
- В этой скороговорке говорится о том, как мы узнали, что продаётся в магазине.