Расширять и уточнять представления детей об особенностях зимы: сказочная, волшебная, пушистая, морозная, суровая, звонкая, метельная, радостная. Стимулировать проявление эстетических и эмоциональных чувств при восприятии художественного слова и музыкальных произведений.
Развивать композиционные умения учить располагать изображение по всему листу.
Воспитывать любовь к родному краю через чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание фотографий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Расширять и уточнять представления детей об особенностях зимы: сказочная, волшебная, пушистая, морозная, суровая, звонкая, метельная, радостная. Стимулировать проявление эстетических и эмоциональных чувств при восприятии художественного слова и музыкальных произведений.
Развивать композиционные умения учить располагать изображение по всему листу.
Воспитывать любовь к родному краю через чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание фотографий.
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о времени года - зима. 2. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий по теме «Зима». (Шишкин И.И. « Зима», И. Левитана « Зимой в лесу», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», К.Ф. Юон «Конец Зимы. Полдень».)
4. Прослушивание музыкальных произведений по теме (П. И. Чайковский «Времена года»)
Ход: 1 Часть Слайд № 1 Организационный момент. Мороз – волшебник! Это видно сразу: Я свой альбом еще не открывал, А он уже.Без кисточек, без красок.Все окна за ночь нам разрисовал!
-Ребята, сегодня, я вас приглашаю на выставку картин которая называется « Зимний пейзаж» Слайд №2 (Подходим к выставке картин «Зимний пейзаж».) - Хороша наша русская зима! Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой. Зима раскрывается как сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под снежным покровом. Удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи русской зимы.
- Какое время года изображено на картинах? – Зима.
-Какие зимние месяцы вы знаете? – Ответы детей. -Что вы видите на картинах? – Деревья, кусты, снег и т.д. -Как одним словом можно назвать то, что нарисовано на картинах?
- Природа.
- А кто помнит как называются картины на которых изображена природа?
Если видишь на картине
Нарисована река,
или ель и белый иней,
Или сад и облака,
или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется «Пейзаж»!
- Что такое пейзаж? - Пейзаж изображает природу в разные времена года: зиму, весну, лето и осень. - Правильно! Мы с вами очень ждали прихода красавицы- зимы. Наблюдали, как падал снег, рассматривали изящные, резные снежинки, снег пушистым белым ковром покрыл всю землю, деревья, дома. Художники, поэты и композиторы любуются этим временем года. Слайд 3 - Ребята давайте познакомимся с картиной Иван Шишкин. "Зима". Только густо-темные деревья, только белый снег. Множество деревьев - стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из этого создать интересную картину? Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. Он сделал это - написал такую картину-пейзаж. И называется картина "Зима". Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем. Слайд № 4 Картина И. Левитана «Зимой в лесу». На картине мы видим зимний лес, черный, голый, прозрачный, холодный. Белый снег, черные деревья, серое низкое небо, тонкие ветки кустарника, торчащие из-под снега - все выглядит безрадостным, печальным, унылым. Вдали лес более густой, стоит сплошной темной стеной. На переднем плане - опушка, редкие деревья, мощные черные стволы их производят удручающее впечатление. От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. И любовью - так грустят и печалятся о чем-то любимом, что не оставляет равнодушным. - Ребята, а давайте изобразим с вами « зимний лес! Физ. минутка «Зимний лес» Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны) Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.) Слева елка на нас глядит Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом) И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх). -Ребята ,я вас хочу познакомить еще с красивыми картинами знаменитых художников. Слайд № 5 Картина И.Э Грабарь "Февральская лазурь Художник Игорь Грабарь очень любил изображать березы в своих пейзажах и часто гулял в березовых рощах, набираясь вдохновения. Светило солнце, голубело небо. В солнечном свете блестел снег. Березы особенно красиво выглядели на фоне белого снега. Художник шел, пытаясь найти какой-то интересный вид для своих новых картин. Вдруг он уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Наклонившись и повернув голову, он вдруг увидел то, что его потрясло: перед его глазами переливалась перламутром береза, небо сверкало оттенками синего и бирюзового. То, что минуту назад казалось обычным, заиграло необыкновенными красками. Произошла эта история в 1904 году. Художника звали Игорь Грабарь. А картину он назвал "Февральская лазурь". Слайд №6 Картина К.Ф. Юон «Конец Зимы. Полдень». - Давайте вместе посмотрим на картину Юона "Конец зимы. Полдень". Этим названием художник заставил нас повнимательнее рассмотреть картину. Мы должны понять, по каким признакам видно, что это конец зимы. Что говорит о том, что это полдень? Перед нами веселый деревенский пейзаж. Что же говорит нам о том, что зима заканчивается? Солнце. Мы не видим солнца, но видим его лучи, ярким светом заливающие все пространство картины. В лучах солнца ярче выглядят и темные ели, и нежные березки, без которых редко обходятся русские пейзажи, и поленница дров возле изгороди. Конечно, это полдень - именно в это время дня солнечные лучи такие пронзительные. Приятный солнечный морозный день. Еще немного - и начнется весна. - Ребята, вам понравилась выставка картин? -Какие основные цвета использовали художники? – Белый, голубой и т. Д. - Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствовали , когда смотрели на них? Какое настроение у вас возникает? – Печальное, радостное, тихое, спокойное. - Дети, давайте мы с вами тоже станем художниками. - Сейчас вы все закроете глазки, и пока звучит музыка, каждый из вас представит себе, что он оказался в зимнем лесу. Я произношу волшебные слова: «Вьюги сильные закружите нас. В царство зимнее унесите нас». - Открывайте глазки и о том, какой зимний лес вы увидели, вы нам покажите, как художники. (звучит музыка, дети рисуют). 2 часть. Самостоятельная работа детей. (Оказание помощи в процессе рисования, похвала, индивидуальный подход к каждому ребёнку, предложение идей для рисования) 3 часть. Анализ работ: - Ребята, посмотрите какой зимний лес у каждого из вас! Что интересного или необычного вы заметили в рисунках друг друга? Давайте попробуем определить настроение каждой картины?! Какое настроение осталось у вас после занятия? - Ребята мне так понравились ваши картины, вы настоящие маленькие художники, и наше занятие я хочу завершить замечательным стихотворением Слайд №7 Ф. Тютчев: Чародейкою зимою, околдован лес стоит. И под снежной бахромой, неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.