Просмотр содержимого документа
«Занимательный материал по лексической теме "Защитники Отечества"»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72»
воспитатель-Дехтярева Татьяна Алексеевна
Тема недели: «Защитники Отечества»
Цели : уточнить знания детей об армии, их представления о родах ВОЙСК; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины образовывать существительные множественного числа и согласование их с
прилагательными; составлять предложения с предлогами, закрепить словарь по данной теме.
1.Образование существительных единственного и мн. числа в Им. и Р.п. ( солдат- солдаты-много солдат ).
2.Образование притяжательных местоимений и согласование их с существительными (офицерская форма ).
3.Образование прилагательных от существительных (сила – сильный). 4. Формирование навыка словообразования .Как называется человек, который.. летает на вертолете — вертолетчик; ездит на танке — ... служит в пехоте — ... прыгает с парашютом — ... служит на подводной лодке — .. Формирование грамматических форм:
1.Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (отважный солдат).
2.Согласование существительного с числительным «Сосчитай до пяти» : (два танкиста.. каска, раненый). усложнение: Один легкий танк, два легких танка...
пять легких танков. Одна подводная лодка..
3.Падежные конструкции: образование формы Р. Д. ТВ. Пр.п. (на, в, с,. у).
(Дидактическая игра «Составь предложение» Выставить пары картинок.
Дети составляют предложения с предлогами.
Моряк — корабль. (Моряк служит на корабле.) Пограничник — собака.
1.Составление предложений по опорным словам (пограничник ,граница, служит,на).
2.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А» ( солдат служит на земле, а моряк на море ).
3.Составление распространенного предложения с однородными членами:
Продолжи предложения.: В армии служит много ... (десантников, солдат, офицеров...).
Наши защитники умеют ... (воевать, сражаться...).
4.Составление рассказа- описания по опорной схеме, по образцу, по вопросам.
5.Составление рассказа по серии сюжетных картин.
6.Пересказ рассказа с опорой на одну сюжетную картину, по цепочке.
7. Выучить с детьми: С.Я. Маршак «Февраль»
Дуют ветры в феврале, НАША АРМИЯ
Воют в трубах громко. На горах высоких,
Змейкой мчится по земле На степном просторе
Легкая поземка. Охраняет нашу Родину
Поднимаясь, мчатся вдаль солдат. Он взлетает в
Самолетов звенья. небо,
Это праздник февраля —Армии рожденье Он уходит в море,
Не страшны защитнику **** Дождь и снегопад.
На ветвях заснули птицы, Шелестят березы,
Звезды в небе не горят. Распевают птицы,
Притаился у границы Подрастают дети Пограничников отряд. У родной страны. Пограничники не дремлют Скоро я в дозоре
У родного рубежа: Встану на границе,
Наше море, нашу землю Чтобы только мирные У границы сторожат. Снились людям сны.
В. Степанов
Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»
Пальцы эти — все бойцы, Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.
Удалые молодцы. Сжимают и разжимают пальцы обеих
рук.
Два — больших и крепких Пальцы сжаты в кулак, подняты малых только большие.
И солдат в боях бывалых.
Два — гвардейца-храбреца, Показывают указательные пальцы Два — сметливых молодца. Показывают средние пальцы. Два — героя безымянных, Показывают безымянные пальцы Но в работе очень рьяных.
Два мизинца — коротышки — Показывают мизинцы.
Очень славные мальчишки!
Один, два, три, четыре, пять. Поочередно считают пальцы на
левой руке
Один, два, три, четыре, пять - Начиная с мизинца, .затем на правой руке. Будем молодцев считать. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Пальцы встали дружно в ряд — Показывают ладони, разводят стороныпальцы и сводят их.
Десять крепеньких солдат. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.
Дети прижимают ладони обеих рук к груди; показывают «рост» т уровне пояса. Ходьба на месте.
Правая рука к груди, затем обе руки вперед, образуют «дуло танка».
Руки вперед, кулачки сжаты, поочередно сгибают их в локтях.
Правая рука к груди, затем ладони вместе, поднимают руки вверх.
Правая рука прижата ребром ладони к голове, левая на спине — полочкой.
Правая рука к груди, затем разводят руки вперед — в стороны. Руки выпрямляют в стороны, показывают «крылья».
Правая рука к груди, затем «под козырек».
Круговые движения рук вперед — в стороны.Правая рука к груди, затем ладони на плечи, показывают «погоны». Ходьба на месте, руки вращают перед грудью, показывают указательный палец.
Ладони обеих рук прижаты к груди, показывают
«рост» на уровне пояса.
Ходьба на месте.
Ходьба строевым шагом по кругу, правая рука «под козырек», левая прижата к туловищу. Останавливаются лицом в круг, руки вперед — в стороны. Кладут руки на плечи соседям, ноги наширине плеч, покачиваются
Упражнение на согласование речи с движением «Будем в армии служить»
Мы пока что дошколята, А шагаем как солдаты!
Я танкистом смелым буду, Проведу свой танк повсюду! Я своей ракетой грозной Цель достану в небе звездном! Я, ребята, непременно Буду летчиком военным! Я — бесстрашным капитаном Поплыву по океанам!
Я хочу быть офицером, Чтоб ходить в атаку первым! Мы пока что дошколята, А шагаем как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить,
Чтобы было нам всегда Хорошо на свете жить!
Тексты для пересказа.
«Это суворовец — будущий командир. Он смелый, храбрый, отважный. Однажды он спас тонущую девочку. Про него прочитал в книге Юра. И тоже захотел стать суворовцем. Но папа сказал: «Чтобы стать суворовцем, надо быть сильным и ловким». Мама сказала: «Чтобы стать суворовцем, надо учиться на "пять,,». А бабушка прибавила: «Чтобы стать суворовцем, надо мне помогать».
Вопросы: «Какой суворовец?» (Смелый, храбрый, отважный.) Почему? Предложите ребенку рассказать, глядя на картинки, как суворовец спас девочку. Помогите ему начать рассказ: «Однажды...» Объясните ребенку, что «смелый, храбрый, отважный» — разные слова, но они близки по смыслу. Предложите ребенку подбирать слова, близкие по смыслу.
«Шел по улице солдат. По незнакомой улице незнакомого города незнакомой страны. Сюда пришла большая беда — землетрясение. Люди погибли под развалинами домов. Многих не смогли разыскать. Тем, кто остался в живых, нужны новые дома. Позвали нашего солдата. Пришел он на помощь. Развалины помог расчистить. Людей пострадавших спасти. Новое жилье построить, дороги, мосты. Он всегда спешит на помощь к друзьям» (по С. Баруздину).
Вопросы: Кому солдат пришел на помощь? Почему солдат пришел на помощь? Как помог солдат? Предложите ребенку подобрать к выделенным словам синонимы. Беда- несчастье, горе. Друг – товарищ, приятель. Предложите ребенку объяснить значение сложного слова «землетрясение» и привести примеры других сложных слов (самолет, вездеход…)
«Юный помощник»
«Солдат вел машину, но в дороге она сломалась. Солдат стал ремонтировать машину. Мимо проезжал Миша на велосипеде. Он остановил свой велосипед, подошел к солдату и стал ему помогать— подавать водителю нужный инструмент. Вскоре машина была починена. Солдат поблагодарил Мишу. Мальчик поехал домой. Дома его встретила мама. Она испугалась, увидев его таким грязным. Но Миша объяснил маме, что помогал солдату чинить машину».
Вопросы: «Что случилось с машиной? Что стал делать солдат? Кто помог солдату? Как Миша помогал солдату? Каким Миша пришел домой? Как он объяснил маме, почему такой грязный?» Предложите ребенку вспомнить и назвать, какие инструменты Миша подавал солдату. (Гаечный ключ, молоток, отвертку, плоскогубцы.) Предложите ребенку к выделенным слова подобрать сначала синонимы, а затем антонимы: ремонтировать — чинить, ремонтировать,ломать, грязный—чумазый;грязный—чистый.
Игровые упражнения:
«Подбери эмблему воину» (якорь, танк, две скрещенные пушки, ракеты, молоточки, крылья и т.д.)
Дидактическая игра «Скажи много»:Смелый летчик — смелые летчики. Железная каска — ....Быстрая ракета — .... Боевой корабль — .... Взлетная полоса — .... Военный самолет — .... Пограничная полоса — ... и т.д.
«С о с ч и т а и» (ракета, самолет, войско).
Какое слово не подходит? :Воин, воинский, воет, воевать, война. Рана, ранить, охрана, раненый, ранение. Снайпер, сапер, танкист, артист. Пистолет, снайпер, винтовка, ружье. Граница, заграница, пограничник, граната. Таня, танк, танкист, танковый.
Что общего и чем отличаются? :Танк и трактор, пилотка и кепка
Объясни словечко: Пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник, бомбоубежище.Какое слово отличается от других?:Солдат, солдат, комбат, солдат, солдат.
Один — много один боец — много бойцов;один солдат — много ... (солдат, а не солдатов).
Исправь предложения.: Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе. Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка. «Кто это или что это?»
Ход игры: называйте слова и бросайте ребенку мяч. Предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.
Ход игры: предложите ребенку послушать словосочетания: отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты. Попросите его угадать, о ком (или о чем) вы сейчас говорите — отважный ..., отважные ..., отважная ... Затем предложите ребенку послушать словосочетания: солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок. Предложите ему угадать, о чем вы сейчас говорите: солдатские ..., солдатская ..., солдатский ...
«Покажи картинку»
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку и показать того, кто входит в палатку, выходит из палатки, подходит к палатке, отходит от палатки, обходит палатку. Затем попросите его рассказать, кто что делает, правильно употребляя глаголы с приставками.
«Слушай команду!»
Ход игры: скажите ребенку, что вы — командир, а он — рядовой и должен выполнять ваши команды. Предложите ему варианты команды и ответа на нее: «Стрелять!» — «Есть, я ... (стреляю!)» Отдавайте ребенку команды по образцу: «Ползти!» — «Есть, я ... (ползу!)» «Встать!» — «Есть, я ... (стою!)». Объяснить пословицы.: Бой красен мужеством, а товарищ — дружеством. Бой отвагу любит.
Игра «Найди слова-неприятели»
Ход игры: предложите ребенку в пословицах найти слова, противоположные по смыслу. Родимая сторона — мать, а чужая — ... (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины ... (холодом). Собака лает на смелого, кусает ... (трусливого). Худой мир лучше доброй ... (ссоры). Мир строит, а война ... (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда ... (здоровеет). Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.
Отгадать загадку и объяснить, что помогло ее отгадать.