Просмотр содержимого документа
«« Зашифрованные слова».»
НОД для детей подготовительной группы
по развитию речи
« Зашифрованные слова».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид:познавательно-речевое
Тема: «Найдите что потерялось»
Цель: закрепление знаний по речевому развитию детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
закреплять понятия «звук», «слово», «буква»
закреплять умения составлять слова и читать их
упражнять в подборе слов – антонимов
продолжать упражнять в умении отличать гласные звуки от согласных
• упражнять выделять первый звук в слове
продолжать учить ориентироваться в звуковой системе языка
Развивающие задачи:
развивать фонематический и речевой слух
развивать зрительное восприятие, внимание, память
обогащать лексику, формируя умение подбирать слова - антонимы
Воспитывающие задачи:
воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила
воспитывать желание и умение работать в коллективе
воспитывать желание создавать и поддерживать хорошее настроение себе и другим.
поощрять активность и самостоятельность.
Предупреждать утомляемость детей (проведение динамической паузы);
Продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Словарная работа: гласный, согласный, преграда, расшифровать, слова противоположные по смыслу, бревенчатый, кареглазая, соломенная, волчьи.
Оборудование: карта,карточки для игры «Заколдованные слова», конверты, кроссворд, задания для викторин,мешочек в который дети собирают буквы-подсказки,
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.Организационный момент.Проблемная ситуация.
Восп. -Сегодня утром я обнаружила под дверью конверт. Давайте посмотрим что там? (Письмо).
Меня зовут Бяка- закаляка. Сегодня утром пока в саду никого не было, я пробралась к вам в группу и спрятала все пеналы. Теперь мы не сможете заниматься. Хи-Хи.Для того чтобы получить всё обратно, вам необходимо выполнить задания. Я проверю вашу готовность на выносливость, терпение и внимательность. Оставляю вам план-карту. Следуя плану, выполняя задания, вы соберете буквы, из них сложите слово, и если вы такие умные и отгадаете все задания, то найдете свои пеналы.
Воспитатель:-Надо отправиться в путь. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Для того,чтобы отправиться в путь нам нужна карта.Вот карта, на ней что-то зашифровано, давайте ее рассмотрим.(Дети рассматривают план-карту). Скажите что вы видите?
Дети: Высказывают свое мнение.
Воспитатель: Правильно, изображена групповая комната с групповыми предметами,а ещё сдесь спрятались цифры, последовательно по цифрам надо выполнять задания. Как вы думаете, с чего начнем наш поиск, с какой цифры?
Дети: ответы детей – цифра -1.
Дети по карте ориентируются, где находиться цифра в группе, ищут её и находят задание, передают воспитателю, воспитатель читает задание.
ЗАДАНИЕ 1:
Чтобы узнать,что спятано за первой цифрой, нужно отгадать загадку. Ваня Апальков прочти нам загадку:
Стукнешь о стенку — а я отскочу
Бросишь на землю — а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу
Смирно лежать я никак не хочу! (мяч)
Правильно-это мяч,давайте посмотрим где же он спрятался?
Дети находят в помещении мяч, подходят к нему.
Ребята,чтобы узнать как найти наши пеналы,нам нужно поиграть с мячом в игру « Ответь на вопрос»
Я буду бросать мяч, а ребенок,которому я брошу мяч,должнен его поймать и ответить на вопрос:
- Что такое буква? (буквы мы пишем и видим)
-Что такое звук? (звуки мы слышим и произносим)
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
-Как мы узнаем, что звук гласный ? (при произнесении звука голос не встречает преграды)
- По какому признаку мы ещё делим согласные?(звонкий,глухой)
-Что такое слог?(часть слова.которая состоит только из одного гласного,или из одного гласного и соглазных звуков)
Вы справились с первым заданием и можем открыть конверт. В конверте спрятана буква ( К)
Воспитатель: Ну что же,теперь отправляемся к следующей цифре
ЗАДАНИЕ 2: « Заколдованные слова»
-Направления движения на к цифре 2
Я предлагаю вам сейчас немного поиграть
Пальчиковая гимнастика « Ветер»
Ветер по лесу гулял (Волнообразные движения ладошками)
Ветер листики считал
Вот-дубовый
Вот-кленовый
Вот-рябиновый,резной
Вот-с березки золотой
Вот-последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку( загибаем пальцы)
Ой, вот и ветер прилетел, и все слова на доске перепутал. Нам необходимо узнать что же здесь были за слова,чтобы получить следующею букву. Найдите себе пару и присаживайтесь за столы. Обратите внимание что у нас на столе лежит лист и карнадаш,сейчас дети ряд,который находится ближе к окну(или левее) Ищут слова,которые написаны большими буквами,а дети,чей ряд находится дальше от окна(или правее) ищут слова написаны маленькими буквами. Всем всё понятно приступайте.
Я вижу,что вы нашли все слова,и сейчас я предлагаю вам поменятся листочками с соседом,чтобы проверить правильно ли вы нашли все перепутаггые слова.
Дети расшифровывают
слова ,
СлОеКс- (СОК, лес)
ТсИлГоРн- (ТИГР, слон)
СлТуОкЛ- (СТОЛ, лук)
СуОхНо- ( СОН, ухо)
ОрСоАт- (ОСА, рот)
Вы справились с заданием и получаете следующую букву. ( Н)
ЗАДАНИЕ 3: Игра « Ребусы» Отгадать ребусы по первому звуку.
Ребята,посмотрите глазками вверх,внизи т. д. Посмотрите,здесь рядом спряталась цифра 3,а рядом с ней лежит конвер. В нём лежат картинки с ребусами. Сейчас каждой паре я раздам ребус,а вы попробуйте его вдвоём отгадать. Обратите внимание,что внизу картинки есть пустые квадраты. У вас на столе лежать буквы,с помощью них вы и отгадаете,что же за слово спряталось в ребусе.
Вы были очень внимательны и можете еще добавить в наш мешочек одну букву (И)
Физкультурная минутка.
Гласные звуки
«А, У, И, О, Э, Ы»
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
(добавить под музыку)
ЗАДАНИЕ 4:
Ну что ж,нам следует отправиться дальше,чтобы найти ещё одну букву. Идём к цифре 4. Тут спрятался клубок,и он хочет проверить ваши знания и поиграть с вами в игру«Скажи по-другому»
игра «Скажи по-другому» (образование прилагательных)
Например: дом из кирпича (какой?) кирпичный дом
Воспитател:заяц из пластмассы – пластмассовый заяц - кукла из бумаги - бумажная кукла - ведро из железа - железное ведро -дом из брёвен –бревенчатый дом - ложка из дерева - деревянная ложка -стакан из стекла – стеклянный стакан -коробка из картона - картонная коробка -кукла с карими глазами – кареглазая кукла - игрушка на ёлке – ёлочная игрушка - ваза из глины – глиняная ваза -шляпа из соломы – соломенная шляпа
Вы справились с заданием и получаете следующую букву (Г)
-Подойдите ко мне, повернитесь вокруг себя и пройдите 5 шагов вперед.
Мы с вами подошли к цифре 5 (задание на мальберте)
ЗАДАНИЕ 5: Игра «Подбери слово к схеме.»
Детям предлагается картинка,и несколько схем к ней,каждый ребёнок должен выбрать правильную схему к картинке.
Сейчас нам с вами нужно подабрать правильную схему к картинке.
-Ребята, вы получаете еще одну подсказку. (А)
ЗАДАНИЕ 6: «Составь слово »
А теперь нам нужно сложить из букв слово, которое поможет нам понять, где спрятаны наши пеналы. Дети выкладывают слово «КНИГА» (с подсказками-буквами) Как вы думаете,где может быть спрятана книга с подсказкой. ( Правильно в книжном уголке).
А вот и книга,а в ней спрятан конверт. В нём письмо от Закаляки « Не думала,что вы быстро справитесь с моими заданиями. Но вы молодцы,много знаете и многое уже умеете,поэтому посмотрите чуть в окошко. Я спрятала в ней ваши пеналы.»
Вот и нашли мы,где спрятала от нас Закаляка наши пеналы. Давайте откроем коробку(в коробке лежать пенылы и расскраски с буквами)
3 АНАЛИЗ НОД.
Дети, вы большие молодцы. Мы с вами нашли пенылы,и получили подарок от закаляки.
Рефлексия:
Вот и подошло наше путешествие к концу. Давайте вспомним какие задания мы выполняли? Что больше всего запомнилось,понравилось?Были ли трудности во время выполнения задания и т.п?
4. ИТОГ.
Ребята, вы молодцы! Мне очень поравилось путешествовыть с вами,и то как вы выполняли все задания. И сейчас я бы хотела вам подарить,вот такой смайлик,он улыбается, а это значит,что он такой же весёлый и улыбчивый,как и вы.