Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение детей с овз как основное направление деятельности инструктора по физической культуре в условиях доу»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В УСЛОВИЯХ ДОУ
В последнее время в системе образования России сложились новые модели образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
По данным медицинских исследований, с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, плоскостопие, хронические заболевания, снижение остроты зрения, избыток веса и т.д.
Одной из главных причин такого результата я считаю малоподвижный образ жизни, а он, в свою очередь, связан с прогрессом компьютерных технологий, телевещания. Всё реже мы видим играющих, резвящихся детей на улице и больше сидящих за компьютерами, планшетами и телевизорами. Причём, если раньше к такой категории детей мы могли отнести только школьников, то сейчас это дети и дошкольного возраста.
Как мы знаем, самое главное для растущего организма является двигательная активность. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Наметившаяся в последние годы тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями физического развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Выявленные отклонения в здоровье детей стали серьезным основанием для нашего педагогического коллектива задуматься над улучшением физкультурно–оздоровительной работы. Осмыслив и осознав проблему здоровья детей, было принято решение: создать в детском саду оптимальную здоровьесберегающую модель, уделять больше внимания взаимодействию с семьей по вопросам укрепления здоровья детей.
В рамках реализации задачи взяли за основу авторскую технологию доктора медицинских наук профессора Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». Технология привлекла тем, что оздоровление детей осуществляется не медикаментозными средствами, а естественными силами природы, что обеспечивает не только физическое, но и эмоциональное развитие детей. Физкультурно–оздоровительное направление осуществляется комплексно, несёт в себе и воспитательную нагрузку – формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни. Реализация технологии носит преимущественно индивидуально–дифференцированный характер, имеет физиологическое обоснование каждого раздела, учитываются закономерности возрастной психофизиологии. Рекомендуемые средства и методы просты и не требуют необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования и специальной подготовки.
Для рациональной организации двигательной активности была разработана модель двигательного режима и улучшения здоровья детей дошкольного возраста.
Основные задачи:
обеспечение полноценной двигательной активности детей через различные формы физического развития;
поддержание у детей положительных эмоций, чувства «мышечной радости», связанного с физической активностью;
воспитание у каждого ребенка интереса к физкультурным занятиям и другим видам двигательной активности;
совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
проведение необходимой коррекции движений и осанки каждого ребенка в процессе занятий по физическому развитию.
В целях оздоровления и профилактики плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата использую как традиционные формы физического развития, так и совершенно новые, которые ранее не применялись.
Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной, стараюсь внедрять разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений. Использую корригирующую гимнастику – это комплексы упражнений, направленных непосредственно на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, с оборудованием и без, например, с использованием гимнастических палок, мячей.
Но наибольшее удовольствие, как показал опыт, дети получают во время ритмической гимнастики. Она помогает увлечь ребенка занятиями физической культурой, сформировать потребность в ней. Использование ритмики не только во время проведения утренней гимнастики, но и при организации других форм двигательной активности, позволяет значительно расширить двигательный режим дошкольников, разнообразить его содержание, удовлетворить естественные потребности в движениях и проявить детьми творческие способности в выборе движений.
Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, упражнения, способствующие улучшению осанки. Во время проведения физкультурных занятий большое внимание уделяю элементам дыхательной гимнастики. Они помогают восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Работа с семьёй включает в себя:
ознакомление с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении;
обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления.
В этих целях использую:
консультации;
дни открытых дверей для родителей с просмотром разнообразных мероприятий в физкультурном зале и на спортивной площадке;
физкультурные досуги и праздники с участием родителей.
родительские собрания родителей с использованием обучения приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);
В результате всей проводимой работы, выросла заинтересованность семьи и детского сада во взаимодействии по вопросам физкультурно-оздоровительной работы. Повышается индекс здоровья детей, улучшается психоэмоциональное благополучие детей, адаптация их к условиям детского сада. Дети научились владеть своим телом, стали пластичнее, проявляют осознанное отношение к физическим упражнениям.
Совместная работа родителей и педагогов позволяет нам совместными усилиями осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку по оздоровлению детского организма в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.