В настоящее время здорвьесбережение стало одним из ведущих видов деятельности наряду с образовательной. Это связано с ухудшением экологической картины и огромным количеством инфекционных заболеваний. Также увеличивается число часто болеющих детей с ослабленным иммунитетом и в период адаптации. Непосещение детского сада ведет к худшему усвоению образовательной программы и снижению психического и физического здоровья ребенка.
В связи с этим, приоритетным направлением работы в нашей дошкольной организации традиционно является физическое развитие в условиях реализации оздоровительной программы, созданной на базе МДОУ №233 «Здоровый малыш-счастливое будущее»
Цель программы: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей. Она включает в себя 3 основных направления:
физическое здоровье (повышение уровня физического здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ и семье);
психологическое здоровье (создание комплекса психогигиенических и психопрофилактических средств и методов).
Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами. Целевые подпрограммы учитывают комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «Полноценное здоровье ребенка». Подпрограммы имеют физиологическое обоснование в каждом разделе наряду с учетом закономерностей возрастной психофизиологии и педагогической психологии. Работа по реализации программы «Здоровый малыш – счастливое будущее!» начата в 2012 году и рассчитана до 2017 года. Планируемый конечный результат: создание программы по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей дошкольного возраста [1. с. 2; 1. с. 3].
С целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения безопасности жизнедеятельности, под руководством врача-педиатра и старшей медсестры применяются здоровьесберегающие технологии:
1. Медико-профилактические (организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей): закаливающие процедуры, босохождение, воздушные ванны, витаминизация, фитотерапия, хождение по массажным коврикам, полоскание травами, режим проветривания и кварцевания группы, организация здорового сбалансированного питания.
2. Физкультурно-оздоровительные (физическое воспитание детей): точечный массаж, дыхательная гимнастика, зрительной гимнастикой, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультурные занятия, физкультминутки, совместные мероприятия с родителями и детьми, направленные на оздоровление и повышение двигательной активности.
3. Социально-психологические: (обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду): подвижные игры, прогулки-путешествия, релаксация, сказкотерапия, арт-терапия, индивидуальная работа с психологом, создание соответствующей безопасной развивающей предметно-пространственной среды, организация тематических сюжетно-ролевых игр т.д. Все эти меры способствуют созданию доброжелательной атмосферы в группе.
Здоровьесберегающие технологии в доу применяются и в логопедической работе для оптимизации процесса коррекции речи и обеспечения оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей (артикуляционная гимнастика, логопедический самомассаж, развитие общей моторики, кинезиологические упражнения) [1. с. 5] .
Реализуя оздоровительную программу ДОУ и анализируя уровень заболеваемости детей, следует отметить, что благодаря мерам, направленным на сохранение здоровья воспитанников, уровень заболеваемости за последние несколько лет снизился. Многие дошкольники отличаются хорошей физической подготовленностью и крепким здоровьем, психологическим благополучием, повышена физиологическая адаптация, психологическая готовность к обучению в школе.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий.