Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологи в дошкольном образовательном учреждении"»
Здоровьесберегающие технологи
в дошкольном образовательном учреждении
(консультация для педагогов)
Составитель: Гомивка Е.В.,
воспитатель МДОУ №7 г. Шахтёрска
В народе говорят: «Или вы беспокоитесь о своем здоровье, или оно побеспокоит вас». Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо формировать культуру здоровья, прививать им понимание преимуществ и приоритетов здорового образа жизни, оказывать основательные знания об основах здоровья. Ведь очень важно, чтобы эти знания, умения и навыки малышей со временем стали привычками и потребностями. Ребенок должен быть здоровым, родителей и педагогов сегодня чрезвычайно волнует вопрос, как помочь малышам быть здоровыми, сильными, выносливыми, ведь, к сожалению, уровень детской заболеваемости в нашей стране все растет. Для того чтобы достичь желаемого результата, нужны и глубокие знания, и реальные действия, ежедневная кропотливая работа в этом направлении родителей, педагогов и самих детей. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы сформировать у малышей сознательное отношение к собственному здоровью, приучить их заботиться о себе и своих близких. Учитывая это предоставление детям системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, совместная с семьей забота о становлении их физического, психического, социального и духовного здоровья является важным звеном работы каждого дошкольного учебного заведения. «Почемучки» узнают о здоровье с раннего возраста, дети невольно овладевают определенным объемом знаний о здоровье. Пытливо исследуя все вокруг, они постепенно, даже неожиданно для себя, делают свои маленькие открытия. Скажем, когда дети подражают взрослым, которые делают гигиенические процедуры, заботятся о собственном теле, то узнают, что такое мыло, зубная паста, что с ними нужно делать и тому подобное. Малышей интересует собственный организм, они пытаются исследовать его, как могут, и получить ответы на свои вопросы. Им интересно все, даже, что будут есть на завтрак, как об этом первым узнает носик, который почувствовал запах с кухни. Со временем дети уже запомнят, что так будет всегда, если носик будет дружить с носовым платочком. Кстати, а для чего надо есть? Чтобы вырасти сильным и здоровым человеком. Так, дети пополняют свои знания с каждым новым вопросом и ответом на него, а таких насущных вопросов у них множество: "зачем дедушке очки?», «Для чего надо вовремя ложиться спать?», «Почему взрослые предлагают загорать, ходить босиком, обливаться водой?», «Что надо делать, если что-то заболело?». В конце концов, малышам интересно, как всегда быть здоровыми, и взрослые должны помочь им узнать об этом.
Системный подход к формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
Именно взрослые — родители и педагоги — должны позаботиться, чтобы дети, как можно больше знали о своем здоровье, о том, что на него влияет, что полезно для человеческого организма, а что — вредно, как сохранить и укрепить собственное здоровье и здоровье других людей. Очень важно сформировать у детей ценностное отношение к здоровью и мотивацию здорового образа жизни.
Осознание приоритетности здоровья происходит постепенно. Сначала дети должны усвоить элементарные знания о своем организме, гигиенические правила ухода за ним, гигиене питания. Выходя из концептуальной идеи «Знаю — умею — делаю все, чтобы быть здоровым!» я разработала:
- творческий проект по теме: "Развитие творческого воображения детей во время физкультурно-оздоровительной работы»;
- методические рекомендации по предоставлению дошкольникам знаний об основах здоровья;
- систему формирования знаний об основах здоровья « Методические рекомендации по планированию физкультурно – оздоровительной работы с детьми»;
- проект по теме: "Развитие творческого воображения детей во время физкультурно-оздоровительной работы»;
- книгу для чтения дошкольникам, где помещена подборка народных и авторских литературных произведений разных жанров «Об основах здоровья» в изложении, адаптированном к возрастным особенностям детского восприятия;
- система творческих задач и интеллектуальных упражнений, которые помогут старшим дошкольникам закрепить и расширить знания о собственном здоровье, полученные на занятиях и в повседневной жизни.
Советую педагогам использовать в работе с детьми творческие задания и интеллектуальные упражнения, которые следует сгруппировать по девятью взаимосвязанными темами:
1. Строение тела человека.
2. Строение и функции кожи.
3. Орган зрения — глаз.
4. Орган слуха — ухо.
5. Нос, органы дыхания.
6. Зубы, рот и органы пищеварения.
7. Сердце и кровь.
8. Оздоровительные силы природы.
9. Наше здоровье — в наших руках.
Каждая тема состоит из нескольких подтем и предполагает конкретную цель.
Например, тема «Строение тела человека» может включать следующие подтемы:
1. Различные части тела и их значение для организма.
2. Опорно-двигательный аппарат и его строение.
3. Навыки личной гигиены и их роль в сохранении здоровья.
4. Добрые поступки — залог здоровья.
Цель изучения темы «Строение тела человека» можно сформулировать так: ознакомить детей с частями тела человека, их названиями
Информация о здоровье, которую сообщают детям, должно быть:
- научно - обоснованная
- доступна для восприятия дошкольниками
- направлена на формирование у детей практических навыков
- бережного отношения к своему здоровью
- основана на народных традициях, относительно
сохранения и укрепления здоровья
Каждая подтема должна содержать по 3-4 задания разного характера.
Это, как правило, творческие задачи и интеллектуальные упражнения:
- красить рисунки в соответствии с поставленной задачей;
- дорисовать определенные признаки; определить однородные предметы
(обвести их или провести к ним стрелочки);
- сравнить предметы по их влиянию на здоровье (зеленым цветом отметить те, что имеют положительное влияние, красным — отрицательный);
- объяснить, что полезно, а что вредно для здоровья;
- выполнить действия, способствующие сохранению и укреплению
здоровья и тому подобное.
Благодаря тому, что предложенные задания дают возможность использовать полученные знания в игровой, изобразительной, речевой, исследовательской деятельности, они развивают индивидуальные способности детей, их воображение и творческий потенциал, стимулируют возникновение у дошкольников положительных эмоций, желание заботиться о своем здоровье, а также заботиться о том, чтобы не нанести вред здоровью других людей.
Использование творческих заданий и упражнений предусматривает индивидуальную работу с детьми. Воспитанникам следует предоставлять возможность проявлять самостоятельность и инициативность. Применение различных видов заданий в процессе формирования у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью способствует эффективному закреплению полученной информации, развивает у детей познавательный интерес, положительное отношение к здоровому образу жизни. А главное — дает возможность создать условия для самостоятельного использования дошкольниками собственного жизненного опыта и полученных знаний о собственном здоровье и здоровый образ жизни, которые в дальнейшем станут регулятором их поведения в повседневности. Ведь общеизвестно, что знания о здоровье лишь тогда будут иметь практическую ценность, если будут трансформированы в навыки здорового образа жизни. Это те жизненные достижения, которые никогда не девальвируются.