Здоровьесбережение в музыкальном воспитании дошкольников, как один из основных принципов гармоничного развития личности ребенка.
Здоровьесбережение в музыкальном воспитании дошкольников, как один из основных принципов гармоничного развития личности ребенка.
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Здоровье сберегающего пространства является систематизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение в музыкальном воспитании дошкольников, как один из основных принципов гармоничного развития личности ребенка.»
Здоровьесбережение в музыкальном воспитании дошкольников,
как один из основных принципов гармоничного развития личности ребенка.
Музыкальный руководитель МБДОУ
детского сада № 4 «Солнышко»
Саркисянц И.А.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Сегодня на первый план выдвигаются задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни. При этом в центре внимания оказываются вопросы создания и эффективного использования здоровьесберегающей среды в ДОУ как одного из условий полноценного развития ребенка.
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Здоровье сберегающего пространства является систематизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников.
В соответствии с этим можно выделить три группы задач:
• Оздоровительная – подразумевает решение вопросов развития и укрепления костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений;
• Образовательная – формирование у детей навыков выполнения основных движений, правильной осанке
• Воспитательная – формирование нравственно-физических навыков;
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является её воспроизводимость.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Немаловажную роль играют методы и приемы, используемые на музыкальных занятиях. Их можно использовать как отдельные приемы, так и в комплексе.
Вокалотерапия.
С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребенка. Ребенок учится петь свободно и легко, голос его развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.
Музыкотерапия.
Гармоничная музыка – лучший психотерапевт. В лечебных целях музыку применяют с давних времен. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.
В целях музыкальной терапии на музыкальных занятиях мы используем классическую музыку.
Для того, чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Активные формы слушания музыки с просмотром репродукций и стихотворной формой положительно влияют на психоэмоциональное состояние:
Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми. Улучшается речевая и сенсомоторная функция.
Танцетерапия.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Улыбкотерапия.
Здоровье детей станет крепче и от улыбки воспитателей, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга и процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у ребенка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Если ребенок поет веселую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным.
Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Игротерапия.
Творчество требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет.
Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. Для этого мы предлагаем детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку, исполнить пластическую импровизацию или исполнить партию на детском музыкальном инструменте.
Сказкотерапия.
Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты.
Праздникотерапия.
На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор – единственное средство развить ум ребенка, обучить его и сохранить детство.
Максимально допустимая нагрузка, проветривание, освещение, удобная обувь, смена деятельности – все это укрепляет здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях имеет оздоровительный эффект не только для детей, но и для взрослых, которые испытывают на себе положительное влияние.
Необходима взаимосвязь в работе всех педагогов детского сада. От взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству имеют большое значение для удовлетворения потребностей детей в музыке и музыкальном развитии.
Педагогическое взаимодействие необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и других специалистов основывается на следующих принципах:
Принцип диалогизации.
Связан с преобразованием «суперпозиции» музыкального руководителя и «субпозиции» воспитателя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничающих субъектов.
Принцип индивидуализации.
В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Для реализации этого вида принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель – это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах, организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.
Принцип проблематизации.
Имеющий специальное образование музыкант не учит воспитателя – он актуализирует, стимулирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель-музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей.
В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. И.В Чупаха, Е.З.Пужаева Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитмтельном процессе. М.: Изд-во «ИЛЕКСА», 2001.
2. Журн. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №3, 2011.