На викторине дети вспомнят,как правильно себя вести в лесу. Проанализируют ситуации,как человек влияет на природу. вспомнят об экологических катастрофах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру.
1.Организационный момент. Звучит песня « Земля – наш общий дом».
22 апреля – отмечается Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют?
(Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха и почвы.)
- Именно в «День Земли» принято всеобщими силами бороться с подобными проблемами.
Тема нашего сегодняшнего занятия «Земля – наш общий дом»
Ребенок 1.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он - свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Ребенок 2.
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом – Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Внимание на экран!
Звучит песня «Как прекрасен этот мир». Во время всей песни идёт демонстрация различных картин природы через проектор на экран.
- Давайте вспомним:
- Как называется наша планета? (Наша планета называется - земля).
-Какую форму имеет наша Земля? (наша земля – круглая). Показ глобуса.
-Кроме планеты Земля, есть ли ещё планеты? (да).
-А на какой планете есть жизнь? (Жизнь есть только на земле).
-Почему? (Потому что только на земле есть вода и воздух).
Молодцы ребята вы правильно сказали :
«Наша планета называется – Земля, только на Земле есть жизнь, она круглая(показ глобуса) и постоянно вращается вокруг солнца, поэтому у нас меняются времена года.
Земля - наш общий дом. Ребята как вы думаете, почему он так называется?
( потому, что на земле живут не только люди, но и растения, насекомые, птицы, рыбы и животные).( показать оформление: земной шар)
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь стрекоза и куница.
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе человек.
Ты самый умный, а значит в ответе
За всё живое, что есть на планете.
А сейчас мы разделимся на 2 команды и проведём викторину на тему: «Наш дом – Земля»!
(Дети делятся на две команды и придумывают ей название.)
- За правильный ответ команды будут получать жетон, после окончания викторины подсчитаем и подведем итоги, посмотрим, кто выиграет.
Итак, начинаем!
Разминка.
- Сейчас я проведу с вами разминку и проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то вы говорите "нет"! Все команды отвечают вместе.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Послушайте стихотворение: (автор Н. Филимоненко)
Лес – наш друг! И не сразу, и не вдруг, Мы узнали: ЛЕС – наш друг. Нет без ЛЕСА кислорода, Сникнет сразу вся природа, Без него дышать не сможем И никто нам не поможет. Сдуют ветры урожай И тогда – прости, прощай! Обмелеют наши реки, Высохнут они навеки, Заболеют все зверушки Вплоть до маленькой норушки. Нет без ЛЕСА нам лекарств, На столах не будет яств. Пропадёт тогда планета, Горько мне писать всё это. А поэтому, друзья, Призываю всех вас я: Каждый кустик берегите, Без нужды костры не жгите, Цените каждую травинку И на листике дождинку. Сбережём ЛЕС от огня Для тебя и для меня. Красота живая – ЛЕС, Пусть растет он до небес!
- Ребята, воздух, земля, вода и солнце. Это все, без чего нет жизни на нашей планете Земля. Природу нужно беречь и охранять!
Задание 1. « четыре стихии» игра на внимание. Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками. Кто ошибается, считается проигравшими выходит из круга. Выигрывает та команда, чей игрок самый внимательный.
Задание 2.
Отгадайте загадки. Команды отгадывают загадки по очереди.
1) Всех прилетевших птиц черней,
Чистит землю от червей.
Взад – вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… « грач».
2) Под крышей я леплю гнездо из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (Ласточка.)
3) На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (Цапля.)
4) Что за птица мороза не боится?
Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде? (Клёст.)
5) На полянке у дорожки
Красные горошинки.
Кто мимо пройдёт,
Всяк в рот себе кладёт. (Малина.)
6) Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню-земляникой,
Таню-костяникой,
Машеньку-орешком,
Петю-сыроежкой,
Катеньку-малинкой,
Ваню-хворостинкой! (Лес.)
7) Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть-нет головы. (Гриб.)
8) Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил,
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка.)
9) В белом сарафане Под платком зеленым Тужит на поляне Стройная Алена. (Береза).
10) Цветки белые кистями, Плоды черные, с костями. (Черемуха).
Послушайте стихотворение Е. Смирновой.
Давайте вместе землю украшать
Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая!
Задание 3.
“Правила поведения в природе”
Ребята, мы с вами говорили о том, что человек загрязняет окружающею среду, истребляет животных и растения. Давайте разберемся, только ли вред приносят люди окружающей среде. Какая может быть от человека польза?
Игра: “Хорошо –плохо”.
Рассмотрим условные знаки: Зеленый кружок – положительное влияние на природу, красный –отрицательное. Вы поднимаете и показываете свои ответы – кружочки. Но перед тем как ответить на этот вопрос вы должны посоветоваться с командой. Я буду по очереди задавать вопросы.
1 Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.
2 Развешивание кормушек для птиц и кормушек для диких животных.
3 Мусор в лесу, оставленный людьми.
4 Розжиг костра в лесу.
5 Очистительные фильтры на трубах заводов.
6 Создание заповедников.
7 Посадка деревьев.
8 Создание красной книги.
9 Собирание цветов, занесенных в красную книгу.
10 Браконьерство.
11 Вырубка лесов.
12 Очищение рек, озер.
Задание 4.
Игра: “Выбери правильный ответ”
(Отвечают капитаны команды.)
1. Почему нельзя загрязнять воду?
- Потому, что в ней погибают живые организмы
- Потому, что будет некрасивый цвет воды.
2. Есть ли в природе бесполезные и ненужные существа?
- Да, например комар, он больно кусается
- Нет, в природе нет ничего ненужного, бесполезного.
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных и растениях?
- Потому, что их осталось мало, и они совсем могут исчезнуть.
- Потому, что их потом можно будет взять с собой.
4. Какие растения и животные занесены в красную книгу?
- Красивые.
- Которым грозит полное исчезновение с лица земли.
Задание 5.
«Самые эрудированные»
1. Назови, какие ты знаешь лекарственные растения? (Клевер, репейник, мать – и – мачеха, алоэ, шиповник, крапива.)
2. Какие грибы называются так же как деревья, под которыми они растут? (Подберезовик, подосиновик.)
3. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (У хвойных деревьев вместо листьев иголки- хвоинки.)
4. Какое дерево остается зеленым и летом и зимой? (Ель, сосна.)
5. Какую пользу приносят деревья? (Обогащают воздух кислородом.)
6 Какую пользу приносит червяк? (Рыхлит почву, чтобы корни растений получали больше влаги и воздуха.)
7. С какого дерева люди собирают сок? (Береза.)
8. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)
9. Какой гриб носит название животного? (Лисичка.)
10 Как называют человека, который лечит животных? (Ветеринар.)
Стихотворение:
Окружающая среда. Л. Фадеева.
Всё – от старой сосны у забора До большого тёмного бора И от озера до пруда – Окружающая среда. А ещё и медведь, и лось, И котёнок Васька небось? Даже муха – вот это да! – Окружающая среда. Я люблю на озере тишь, И в пруду отраженья крыш, Рвать чернику люблю в лесу, Барсука люблю и лису... Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда!
Задание 6.
Игра “Изобрази животное”. Дети противоположных команд показывают движения животного, а соперники отгадывают его название.
Задание 7. Угадай животного по тени.( лиса, медведь, волк, белка).
Задание 8 . назови ласково.
Солнце – солнышко;
Ветер – ветерок;
Дождь – дождик;
Цветок – цветочек;
Лист –листочек;
Задание 9. Работа с мнемотаблицей
Внимательно посмотрите на экран, на экране изображена таблица. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки на таблице? ( о зиме), ( о весне).
Задание 10.
Ответьте на вопросы:
1. Название жука, у которого на носу – рог? (Носорог.)
2. Какое животное теряет хвост? (Ящерица.)
3. Сок, какого дерева сладок? (Берёзы.)
4. Самое неуклюжее и ленивое животное? (Ленивец.)
5. Назовите птицу, которая умеет плавать под водой? (Пингвин.)
6. Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна.)
7. Кто такой гиппопотам? (Бегемот.)
8. Царь зверей. (Лев.)
9. Король пустыни. (Верблюд.)
10. «Разлинованная лошадка». (Зебра.)
11. Самое высокое животное на земле. (Жираф.)
12. Колючее животное. (Ёж, Дикобраз.)
Задание 11.
Ведущий: Много трав растет полезных на земле страны родной! Помогают от болезней: липа, мята, зверобой! Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем! Соберем не на потеху, отнесем мы их в аптеку!
“Лекарственные растения”
- Если ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Лопух.)
- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)
- Название этого растения говорит само за себя –оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)
- Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива.)
- Какое растение помогает от кашля? (Ромашка.)
- Какое растение прикладывают на коленку, когда вы ее поранили? (подорожник).
- Какого жгучего растения боятся дети? (Крапива.)
Закончить нашу викторину я хотела бы таким стихотворением:
«Мы в лесу всего лишь гости» (Звучит тихо аудиозапись «Птичьи голоса в лесу».)
Мой друг, когда приходишь в лес, Ты - гость, не забывай. В лесу свои законы есть, Ты их не нарушай. И первым правилом, считай, Должна быть тишина, Ещё - порядок, чистота, Она во всём нужна. Шум страшно напугать порой Зверей и птичек может. И хлам, оставленный тобой Зверьё в пакет не сложит. Свой мусор уноси с собой, И затуши костёр, Запомни, что пожар лесной - Смертельный приговор Даже для выживших зверят - Без дома, без еды… Пусть совесть не позволит стать Виновником беды! Растенье с корнем незачем, Срывать – погубишь сорт, А редкое не тронь совсем, Пускай себе растёт. Ведь лес - большой зелёный дом, Его не разрушай, Свои законы в доме том, И ты их уважай!
В заключение нашего мероприятия послушайте песню « Земля – наш общий дом».
(Ведущий подсчитывает жетоны за правильные ответы, называет победителя).
Рефлексия.
В корзиночке лежат смайлики, они разные. Посмотрим чем они отличаются? (настроением: радость и грусть) Если вам сегодня было интересно и легко на занятии и вы остались собой довольны – возьмите веселого смайлика, а если были трудности, было не интересно и грустно - возьмите грустного. Все смайлики прикрепим к волшебному дереву.
- Ребята о чём мы сегодня говорили на занятии?
- Что вы узнали нового?
Ответы детей: ( мы сегодня говорили о нашей планете – Земля, мы узнали ,что только на земле есть жизнь, что вместе с нами живут на планете растения, животные, рыбы, насекомые, закрепили правила поведения в лесу, ласково называли животных, узнавали животных по тени).