Цель: познавательное развитие у детей интереса к живой и неживой природе. Задачи: образовательные: познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»; научить различать и называть объектов живой и неживой природы; объяснить различие понятий «природа» и «не природа» развивающие: развивать познавательный интерес у детей; развивать любознательность, память, умение делать выводы воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать коммуникативные навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Живая и неживая природа»
Конспект занятия по ознакомлению старшего дошкольника с окружающим миром
Тема: «Живая и неживая природа».
Цель: познавательное развитие у детей интереса к живой и неживой природе. Задачи: образовательные: познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»; научить различать и называть объектов живой и неживой природы; объяснить различие понятий «природа» и «не природа» развивающие: развивать познавательный интерес у детей; развивать любознательность, память, умение делать выводы воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать коммуникативные навыки.
Ход занятия: 1. Вводная часть М: беседа, п: проблемный вопрос Учитель приносит искусственные цветы в класс. - Ребята, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе. Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему? (ответы детей: Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти). - Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе. Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей). 2. Процесс занятия М: беседа - Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы. - Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог? (Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней). - Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?( Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе). М: дидактическая игра - Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию. Игра «Три слова»
1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
11. Насекомые (комар, муха, бабочка)
- Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему? (К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания). М: беседа, п: занимательное упражнение - Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора). М: беседа - Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают? (Это живая природа). - Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут). - Правильно. Например, машина —она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе. Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»? (Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека). - Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему? (Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло). - Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе». М: дидактическая игра Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.
Игра «Четвертый лишний»
• Гриб, морковка, облако, мяч
• Грач, луна, цветок, коза
• Муха, медведь, ветер, береза
• Кукла, снег, облако, камень
• Машина, ведро, дом, вода. - Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте. Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором) 3. Итог занятия - Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)М:работа в парах - Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта. 1. Охрана водоемов
2. Охрана лесов
3. Охрана насекомых
4. Охрана деревьев
5. Охрана птиц - Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.
Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)