Просмотр содержимого документа
«Зимняя прогулка к тополям»
Зимняя прогулка к тополям.
(конспект занятия для детей 5-7 лет)
Воспитатель старшей группы:
Займенцева Александра Александровна
Поселок Лотошино Московская область
Тип: интеллектуально-развивающее.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Программное содержание: формировать представление о значении тополей как защитников и биологических очистителей воздуха в промышленном городе, о неприхотливости к условиям произрастания, высокой степени пылеулавливания, содержащихся в атмосфере; воспитывать уважительное отношение к этим деревьям как к защитникам городской среды; развивать у детей глазомер и ориентировку в пространстве.
Планируемые результаты: развивать интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Материал: модели дерева и кустарника, доска магнитная и магнитные буквы.
Ход занятия: В начале занятия раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь.
Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Дети: Да.
Дядюшка Ау: Я хочу пригласить вас прогуляться вместе со мной по экологической тропе. Вы согласны?
Дети: Да.
Дядюшка Ау: Идем. На Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит холод, круглый год – зима. А в какой стране щедрая природа дарит нам весну, лето, осень, зиму?
Дети: Россия
Дядюшка Ау: Правильно, Россия. Мы имеет возможность любоваться всеми временами года. Посмотрите вокруг и скажите мне, какое сейчас время года?
Дети: зима.
Дядюшка Ау: Как вы догадались что зима?
Дети: Солнышко не греет, небо пасмурное, холодно, лежит снег.
Воспитатель: Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы
(А.С. Пушкин)
-Ребята, посмотрите все на снег: какой красивый, потрогайте его. Что можно сказать про снег, какой он?
Дети: Пушистый, искрится на солнце, переливается, пухлый, мохнатый.
Воспитатель: Какого цвета снег?
Дети: Белого.
Воспитатель: Может ли снег менять цвет?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, снег действительно может менять цвет, а зависит
Это от освещения, от солнечных лучей. Посмотрите внимательно: с левой стороны снег какого цвета (оттенка)?
Дети: голубоватый.
Воспитатель: Может быть и с желтым оттенком. Ребята, послушайте загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это?
(Дерево)
Воспитатель: Молодцы. Правильно, дерево. Посмотрите, ребята, на красоту деревьев. Красиво?
Дети: Да.
Дядюшка Ау: Ребята, давайте подойдем к этому дереву. Вы узнали, что это за дерево?
Дети: тополь.
Дядюшка Ау: Правильно, это тополь всего известно более 100 видов тополей, но это число увеличивается.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на модели и расскажем о тополе, есть ли у тополя признаки, которые изображены на модели?
Показывает модели: дерево, кустарник, растет, дышит, размножается, корень, всасывает из почвы влагу, лист, семена.
-У тополя есть эти признаки?
Дети: Да, это дерево.
Воспитатель: Правильно, молодцы, это дерево, а не кустарник, так как у его один большой ствол, оно растет, дышит, размножается, есть корень, и благодаря корням оно ссасывает из почвы влагу. Весной на деревьях появляются листья, после цветения появляются семена. Ребята, попробуйте поднять тополь. Не получается, как вы думаете, почему?
Дети: он тяжелый и у него есть корни.
Воспитатель: У толя очень крепкие корни. Если поднимется буря, он выстоит, не сломается. Какой тополь по высоте?
Дети: высокий.
Воспитатель: Высота тополей достигает 30-45 метров. Какой ствол у тополя?
Дети: стройный.
Воспитатель: Какая кора по цвету?
Дети: темно-серая.
Воспитатель: потрогайте кору у тополя, что вы видите и ощущаете?
Дети: кора с трещинами.
Воспитатель: Как расположены ветки, в стороны или вниз?
Дети: Они прижимаются к стволу.
Воспитатель: Попробуйте показать мне, как ветки тополя располагаются на дереве. Вот такие деревья называются пирамидальными. Крона у тополя какая?
Дети: Пирамидальная.
Воспитатель: Молодцы! Какие ветки по длине и толщине?
Дети: разной длины и толщины.
Воспитатель: Понюхайте тополь, что чувствуете? Какой запах?
Дети: Душистый.
Воспитатель: Тополь выделяет вещество, похожее на смолу. Как вы думаете, для чего?
Дети: для защиты.
Воспитатель: Правильно, для защиты от вредителей и болезней.
Дядюшка Ау: Ребята, а какого цветет тополь?
Дети: Весной.
Дядюшка ау: Правильно, весной до распускания или одновременно с распусканием листьев. Все в природе продумано тщательно, ведь тополя – ветроопыляемые и поэтому они рано образуют цветки, а затем семена. В конце мая на деревьях созревают коробочки с семенами. Они лопаются, и тополиная метель заменяет город: пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает почву и деревья, залетает в раскрытые окна. Из чего состоит тополиный пух?
Дети: из ворсинок.
Дядюшка Ау: правильно, белый тополиный пух состоит из тонких волосков – ворсинок, которые хорошо впитывают влагу и создают условия для прорастания семян. Ребята, почему женские экземпляр тополя дают пух?
Дети: Чтобы лучше перелетать семенами и прорасти.
Дядюшка Ау: Люди предпочитают высаживать мужские экземпляры, которые не образуют пух. Как вы думаете, почему?
Дети: чтобы не было пуха.
Дядюшка Ау: Пух женских деревьев является аллергеном для многих людей. Тополя являются нашими друзьями?
Дети: Да.
Дядюшка Ау: Тополя – наши друзья, они очищают воздух от городского дыма и пыли. Частички городской копоти и пыли легко смывается дождем. Тополя широко используются для защиты почвы. Они выделяют кислорода в семь раз больше, чем еловые.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете родовое название тополя?
Дети: нет
Воспитатель: Родовое название тополя – «популюс». Когда-то, попав в наши края, «пополюс» «потерял» в славянском языке окончание и отдельные звуки. Какие звуки изменили в слове «пополюс»?
Дети работают у магнитной доски: звук меняют «п» на «т», «у» на «о»; убрали «ю», «с».
-Молодцы, справились, и получилось название «тополь». Так что название дерева на многих языках ведет свою линию от древнеримского «пополюса»
Дядюшка Ау: Какие полезные свойства есть у тополя?
Дети: из него готовят лекарства.
Дядюшка Ау: Из почек готовят мази, отвары и настойки, и лечат этим раны, порезы, ушибы, ожоги. Мы должны уважительно относиться к этим деревьям, как к защитникам городской среды. Тополь – наш друг, он очищает воздух.
Я хочу с вами поиграть в игру «Отгадай, сколько шагов». Ребята, вы должны быть внимательными, посмотрите, сколько шагов от нашего первого тополя до пятого? Подумали сколько шагов? Давайте проверим. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня в группе мы с вами сделаем коллективную аппликацию пирамидальных тополей.
Список использованной литературы:
Л.А. Егорова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002