Просмотр содержимого документа
«Значение физминуток для познавательной деятельности для детей ДОУ»
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗМИНУТОК В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОУ В РАМКАХ ФГОС
Консультация – рекомендация для педагогов ДОУ (старший возраст).
Физминутка - необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ. Веселые ФМ можно использовать в работе с детьми с раннего дошкольного возраста. ФМ – это кратковременные физические упражнения, используемые в перерывах НОД, а также в процессе самого НОД. Ценность значения ФМ – смена характера деятельности и позы путем двигательной активности, снимающей утомляемость. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно- сосудистую, дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. ФМ – это весело, интересно, а главное полезно.
ФОРМЫ проведения.
Физминутки проводятся сидя или стоя за столами, или в игровой форме, занимая небольшое пространство помещения, группы, зала.
Включают в себя: общеразвивающие упражнения (3-4) для разных групп мышц, на разгибание туловища, движения рук, ног (шаги на месте) завершаются легким бегом, прыжками, подпрыгиванием (на месте). В течение 2-3 минут.
Подвижные игры (средней подвижности, не требующие большого пространства) хороводы. Все они должны быть хорошо знакомы детям. Используются малоподвижные игры или физические упражнения познавательно –исследовательской деятельности.
Дидактические игры с движениями хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, математикой, рисованием, лепкой, аппликацией.
Танцевальные движения - используются между структурными частями под музыкальную запись. Могут просто сопровождаться пением.
Выполнение упражнений под текс стихотворений.
Отгадывание загадок не словами, а движениями. Использование различных имитационных движений: спортсменов, отдельных трудовых действий, веселых танцев (слова, картинки, загадки).
ТРЕБОВАНИЯ к проведению.
Проводятся на начальном этапе утомления (8-15мин) занятия (в зависимости от вида деятельности и сложности).
Должны использоваться простые упражнения по содержанию и структуре, интересные и знакомые детям.
Должны быть удобные для выполнения на ограниченной площади.
Должны включаться движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов.
Комплекс должен включать 2- 4 упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, для ног.
Физмингутки могут быть тематическими. Это где набор физических упражнений объединён единым сюжетом, отражающим движения спортсменов, животных, транспорта, насекомых и т.д. Они могут включать в себя игровой компонент, способствующий не только двигательному, познавательному, но и эмоциональному отдыху ребенку. Наибольшую эффективность имеют физминутки, когда они связаны с задачами и содержанием занятий. Так на занятиях по ФЭМП можно решать такие задачи, как: закрепление счета, знания о геометрических формах, ориентировки в пространстве. Например: хлопнуть столько раз, сколько ребенок стукнул мячом об пол, присесть на один больше увиденного числа и т.д., можно использовать стихотворный текст.
На занятиях по развитию речи, обучению грамоте: ФЗ по звукопроизношению:
Ча-ча-ча, печка очень горяча (три хлопка перед собой).
Чи-чи-чи, печет печка калачи (руки в стороны)
Чу-чу-чу, будет всем по калачу (3 хлопка по коленям).
Чо-чо-чо, очень горячо (3 хлопка, руки за спину).
Для физминуток можно использовать упражнения для пальчиков гимнастики, игр, что влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Начинаем физминутки с упражнений для рук, плечевого пояса, мыщц туловища и ног.
ВИДЫ физминуток.
Используем упражнения для снятия общего и локального утомления: стихотворные тексты, пение и т.д.
Для кистей рук: мытье рук, надеваем очки, качание деревьев, стирка белья и т.д.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения коррегирующие осанку.
ФИЗМИНУТКИ по познавательно – исследовательской деятельности:
Физминутки «Солнышко»
«Солнце спит и небо спит»…….(ладони к правой и левой щеке)? даже ветер не шумит»…….(качаем слегка руками вверху). «Рано утром солнце встало,..(подняли руки вверх, потянулись, показываем поднятыми руками, пальцы в стороны, круг вокруг себя И лучи свои послало». «Вдруг повеял ветерок…(покачали поднятыми руками вверх-вниз). Небо тучей заволок» …(закрываем глаза руками) «И деревья раскачал….(качание туловищем). «Дождь по крышам застучал…(прыжки на месте). Барабанит дождь по крыше…(хлопки в ладоши). Солнце клонится все ниже..(наклоны туловища вперед).
«Вот и спряталось за тучи за тучи …(присели). Ни один не виден лучик» ..(встали, спрятали руки за спину».
Физминутки по познавательно – исследовательской деятельности. Отгадывание загадок показом отгадок движением.
«На большой цветной ковер села эскадрилья-
То откроет, то закроет расписные крылья» (Бабочка),движение руками как крыльями).
«Сам пустой, голос густой
Дробь отбивает, шагать помогает» (Барабан),показываем как барабанит и все маршируют).
«Сидит на ветке, а не птица,
Есть рыжий хвост, а не лисица». (Белка),
движения как грызет орешки.
Зубовато, серовато, по полю рыщет-
Телят, ягнят ищет» (Волк),движения руками.
«Зимой белый, летом серый» (Заяц),
прыжки на двух ногах.
«Сама рыжеватая, мордочка плутоватая,
Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка» (Лиса),движения руками- лапки, «хвостом».
«Скачет зверюшка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка» (Лягушка) ,прыжки.
«Кто, забыв тревоги, спит зимой в берлоге?» (Медведь).
«На мели сидит, усами шевелит, а гулять пойдет, задом наперед (Рак),движения на четвереньках.
«Не хожу и не летаю, а попробуй догони,
Я бываю золотая, ну – ка в аквариум загляни» (Рыба),движения руками, ладони вместе.
«Зверь огромный- преогромный, южным солнцем прокален, нос, как будто кран подъемный, и подвижен и силен» (Слон), качание головой.
«У меня ходули- не страшит болото,
Лягушат найду ли – вот моя забота» (Цапля),
Стоим на одной ноге.
Отгадывание загадок про виды спорта и спортсменов показом движений.
«На площадке ледяной игроки метут метлой,
И по льду гоняют камень, что за спорт здесь перед нами?» (Керлинг).
Во дворе с утра игра, разыгралась детвора,
Крики «шайбу», «мимо», «бей», значит там игра?»
(Хоккей).
«Кто 10км, качая в такт рукой бежит быстрее ветра,
согнувшись кочергой?»
(Конькобежец).
«Спорт на свете есть такой - популярен он зимой,
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь»
(Лыжные гонки).
«Ты этого спортсмена назвать бы сразу смог,
И лыжник он отменный, и меткий он стрелок»
(Биатлонист).
«»Маленький удаленький, громко кричит, судье помогает, устали не знает» (Свисток).
«Палка в виде запятой гонит мяч перед собой» (Клюшка).
«Пас, атака и удар, мяч опять попал в ворота ,
Чтоб не справился вратарь, игроку нужна сноровка»
(Футбол).
«Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело,
А если их собьют, они опять встают»
(Городки).
«В этом спорте игроки все ловки и высоки,
Любят в мяч они играть и в кольцо его кидать» (Баскетбол).
«Я его кручу рукой и на шее и ногой,
И на талии кручу, и ронять я не хочу»
(Обруч).
Физминутки для развития самостоятельно – двигательной активности, умению придумывать свои движения, развития оригинальности мышления, умение образно описывать предмет, явления, в несколько отвлеченном или иносказательном виде; формировать представление о переносном значении слова, развивать догадливость, сообразительность, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире (подводный мир).
«Путешествие в подводное царство»
«Надеваем акваланги и опускаемся на дно морское».
ВОДОРОСЛИ «На самое дно опускаемся, в водоросли превращаемся, из стороны в стороны качаемся, плавно наклоняемся».
МЕДУЗЫ «Медузами прозрачными мы станем, ножки в стороны расставим. А потом их соберем, дальше в море поплывем».
МОРСКОЙ краб «Краб акулы испугался, в домик быстренько забрался. Тихо в домике сидит, на акулу не глядит».
РЫБКИ «Все в рыбок превращаются, на дно опускаются, плаваем туда – сюда, не утонем никогда».
МОРСКОЙ еж «Еж морской раскрыл иголки: - не съедите вы меня, я сердитый, я колючий , защищаю так себя.
АКУЛА. «Акула – каракула задним плавником махнула, волны подняла и вглубь ушла»
ЛЕТАЮЩИЕ рыбки. «Летающие рыбки ка будто бы летают,
Из воды выпрыгивают, с чайками играют».
ВОДОРОСЛИ (упражнение на дыхание)
«Морское течение водоросли наклоняет,
Как будто ветер с ними играет».
«Со дна всплываем , акваланги снимаем».
В заключении ИГРА « Море волнуется».
ФМ по познавательно – исследовательской деятельности. «Зимние забавы»
«Надеваем лыжи мы, и по снегу мчимся
(дети идут скользящим шагом, с «палками», подражая движениям лыжников)
И мороза мы теперь вовсе не боимся».
«А теперь пойдем друзья на коньках кататься,
Учимся мы на катке друг за другом мчаться»
(идут скользящим шагом «змейкой между предметами, руки за спину).
«Но любимая игра саночки- каталочки.
Любят с горочки съезжать – Мишки и Наталки – бух»
(бегут парами друг за другом, р-к впереди, другой сзади. Приседают).
«Солнышко – колоколнышко»
«Солнце – солнышко, колоколнышко,
(дети поднимают руки вверх и показывают фонарики)
Рано просыпайся, в небо поднимайся»
(разводят руки в стороны, широко развернув пальцы – ручки, поднять руки вверх).
«Разбуди птиц, зверей, взрослых и малышей.
(взмах крыльями, ладони вперед, руки вверх, встать на носочки. Опускаются на всю стопу, руки вниз, присесть).
«Пусть скорей, пусть скорей просыпаются.
(Потягиваются).
Новый день, новый день начинается».
(хлопают в ладоши над головой).
Составитель: инструктор по физической культуре высшей категории МБДОУ №24»Ручеек» Ланчакова Лариса Викторовна.