Просмотр содержимого документа
«Значение речевого дыхания»
Приложение 1
Консультация «Значение речевого дыхания»
Дыхание — это жизнь. Аристотель
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).
В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
Предлагаю вам выполнить упражнение на развитие звукопроизношения:
Рассказ Упражнение
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро “щелкают” языком на полуулыбке (высоко). Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно “щелкают” языком, вытянув губы (низко). И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко-низко, быстро-медленно “щелкать” языком. Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4 раза. Лошадка подошла к своей маме и спросила: “Можно мне погулять?” “Щелкать” высоко. От нижнего звука “у” до верхнего “о” - “у – о”? “Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер”. От верхнего “о” к нижнему “у” “о – у”. Но Лошадка не послушалась и побежала. “Щелкать” высоко. Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. “Ах, какая прелесть”, - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком “а”, медленно 4 раза. Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. “Щелкать” высоко. Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук “ш-ш-ш” “Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка “Щелкать” высоко. Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. Звук “ш” короткий по 4 раза. Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. Звук “ф” по 4 раза Застрекотал кузнечик. Звук “ц” по 4 раза. Пролетел жук. Звук “ж” продолжительный. За ним – комар. Звук “з” продолжительный. А ветер дул все сильнее и сильнее. Продолжительный выдох. Лошадка замерзла. Звук “брр” 4 раза. И побежала домой. “Щелкать” высоко. Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама. “Щелкать” низко медленно. Она стала согревать Лошадку. Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза.