Просмотр содержимого документа
«Значение дидактической игры в жизни ребенка»
Государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Дзержинский специализированный дом ребенка №2»
Значение дидактической игры в жизни ребенка.
Выполнила воспитатель:
Овчинникова Любовь Александровна
Значение дидактической игры в жизни ребенка.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами, подвижные, сюжетно- подвижные дидактические (настольно- печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр правила – является главным фактором развивающего воздействия на детей.
Дидактические игры природного характера включает два относительно самостоятельных блока:
-игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
-игры для формирования нравственно- оценочного опыта поведения дошкольника в природе.
Характер игры целиком определяется логикой построения занятия. Поэтому с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет воспитатель: он заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Замысел может остаться нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика, если будет нарушено ролевое поведение и т.д.
Исследование И.А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-роевой игры в процесс ознакомление дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.
Выявлены три типа ИОС.
Основная характеристика ИОС первого типа- использование игрушек- аналогов, которые изображают различные объекты природы.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомым детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия.
Третий тип ИОС –это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе воспитатель использует не только дидактические и сюжетно- ролевые, но и все другие виды игр.
Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно- дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой,- все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития.
Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игры важным средством физического воспитания, развития движения детей. Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.
С малышами воспитатель проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые знания, которые дети поучают в наблюдениях.
Совестно- дидактические игры могут скрывать досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требует каких- либо условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивает внимание, быстроту реакции.
Интересны игры в загадки- описания в них дети упражняются в умениях выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.
К творческим играм относятся игры драматизации и строительно- конструктивные игры. Им присуще основные черты творческих игр: наличия замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения. Наличия заранее данного сюжета и ролей сближает игру- драматизацию с играми, имеющие готовые правила. Это же отличает от сюжетно- ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена: возможно совмещение событий из различных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т.д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по характеру руководства ими.
Строительно- конструктивные игры – разновидность творческих игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.
В строительно- конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала – песка, снега.
Можно вспомнить игры нашего детства: «горячо- холодно», «съедобное- несъедобное», «путаница». Дети очень любят отгадывать загадки. Предложите ребенку придумать загадку это тоже очень весело и интересно.
Всегда у детей были популярны роевые игры: в школу, в детский сад, доктора, парикмахера, повара, в домик или магазин.
Существует множество игр для физического развития:
-предложить ребенку походить на четвереньках;
-походить «гусиным шагом»
-пройти с книгой (или мягкой игрушкой) на голове;
-поиграем волейбол воздушным шариком
Как видите, список получился весьма внушительным. В завершение хочется сказать, что игры и занятия -это интересно.