Игра-действенное средство в коррекции нарушений развития.Являсь ведущим видом деятельности,она вызывает большой интерес у педагогов.Материал актуален и востребован специалистами в области образования и коррекции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение игры в коррекционо-развивающем процессе»
Консультация для педагогов на тему:
«Значение игры в коррекционно-развивающем процессе»
В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьезное, развлекательное. Однако о значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединённых Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка - дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию со сверстниками и многое другое.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми. Исследователи отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.
Анализ воспитательной работы в детских садах показывает, что в ряде случаев, дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Это отставание связано с разными причинами, но недостатки руководства игрой и слабая связь игры с жизненным опытом детей имеет один и тот же результат: дети не умеют играть! А это так важно для развития ребенка.
О том, насколько значимы положительные эмоции, переживания игровых событий, возвышенные мотивы игры для детей в наше трудное время, когда с экранов телевизоров обрушивается информационный шквал негативных влияний на неустойчивую детскую психику. Хорошая игра-действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей. Игра создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Кроме того, сюжетно- ролевая игра выступает источником развития чувств , учит ребенка понимать окружающих , ставить себя на место других в различных ситуациях .На ряду с этим , в процессе такой игры происходит развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности. Значение сюжетно- ролевой в коррекционной работе очень велика специальными исследованиями установлена тесная взаимосвязь формирования сюжетно- ролевой игры дошкольников с нарушением зрения с процессом расширения их представления о явлениях окружающей действительности ; данный вид творческой игровой деятельности также определяется в качестве одного из условий накопления , обобщения и закрепления полученного социального и эмоционального опыта, также социализации детей с нарушением зрения. Так, в частности, отмечается положительная роль сюжетно - ролевой игры в развитии компенсаторных процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Определено также влияние сюжетно - ролевой игры на процесс развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Процесс развития игровой деятельности в условиях зрительной депривации характеризуется рядом особенностей, выражающихся в меньшей интенсивности протекания этого процесса.
У детей с нарушением зрения е хватает чувственного опыта.
Восполнение недостатка предметного и сенсорного восприятия происходит на вербальном уровне, когда дети активно расширяют свой словарный запас. Это процесс осложняется тем, что вместо того, чтобы действовать практически, многие дети предпочитают проговаривать трудные и малознакомые им действия.
В то же время общение детей характеризуется наличием большого количества «пустых» слов, что свидетельствует о недостаточности связи вербального образа с конкретным содержанием. Эти негативные факторы также затрудняют усвоение детьми знаний о жизни окружающих людей и их социальных отношениях, которые и призваны служить сюжетной основой и воспитывающим фактором игры. Дошкольники с нарушениями зрения испытывают трудности в создании и реализации игрового замысла, нуждаются в помощи и стимуляции их игровой деятельности взрослыми.
Можно сделать следующие выводы:
В развитии личности ребенка игровая деятельность имеет огромное значение Сюжетно- ролевая игра для дошкольника с нарушением зрения – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща.
Сюжетно - ролевая игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
Задача педагога – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.