Просмотр содержимого документа
«Значение игры в организации жизни и деятельности детей»
Значение игры в организации жизни и деятельности детей
В педагогической литературе роль игры в развитии детей дошкольного возраста освещалась довольно широко.
Известный советский педагог и врач Е.А. Аркин пишет: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому что она благотворно влияет на его здоровье. Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость ‒ залог здоровья».
Организация жизни и деятельности детей в формах игры становится возможной только по мере того, как в возрастном и индивидуальном развитии ребенка оформляется сама игра в ее характерных проявлениях.
Время, отведенное для игр, часто занимается затянувшимся завтраком, полдником; детей отвлекают на медицинские процедуры; воспитатель, занятый организацией питания, подготовкой занятий, одеванием детей после сна и т. п., не имеет времени для руководства играющими. Чтобы педагогический процесс в детском саду отвечал требованиям детей дошкольного возраста и обеспечивал лучшие условия воспитания, необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, важное значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом. «Программа воспитания в детском саду» решает эти вопросы следующим образом. По времени игры организуются: утром до завтрака и после него; в промежутках между занятиями (в старшей и подготовительной группах); широко развертываются на воздухе и, наконец, занимают ведущее место после дневного сна. В целом на игры отводится примерно до трех часов.
Все это ставит игру в число значимых форм организаций детей и практически обеспечивает такое положение, когда значительное время в детском саду они будут проводить в играх. Организационное укрепление игры выдвигает требование гармонического сочетания ее с другими формами: гимнастикой, занятиями, процессами питания, гигиеническими и медицинскими процедурами.
Таким образом, воспитательная система советского детского сада укрепляется за счет такого важного эвена, как планомерное использование сюжетно-ролевой игры. Большой вклад в создание советской педагогической концепции игры и педагогического руководства внесла А.П. Усова. Эта концепция получила глубокое психологическое обоснование в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., а вопросы педагогического руководства игрой разрабатывались А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и другими.
В структуре сюжетно-ролевой игре центральным компонентом выступает роль ‒ общественно принятый способ поведения людей в различных ситуациях. В игре дети выполняют различные роли, количество которых с возрастом увеличивается примерно до 10. Не все роли даются дошкольнику одинаково хорошо, 2–3 из них выделяются как любимые. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют ядро роли.
Поэтому усвоение ролевого поведения ребенком выступает мощным средством развития произвольности, как ведущей личностного качества. Ребенок учится выстраивать свое поведение, подчиняясь требованиям к роли, как общественно одобряемого образца поведения.
Выполняя роль, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, уступает личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает этические оценки.
Ярким примером является работа Менджерицкой Д.В, которая определила в сюжете игры этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение. Игра, по ее данным возникающая на основе нравственно ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать как герой, т.е дети выражают свое отношение к нему: комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события.