Целью является обобщение опыта использования дидактических игр и упражнений, как на занятиях изобразительного искусства, так и во внеурочное время, в часы совместного досуга детей и родителей. Предлагаемые игровые формы – дидактические игры и упражнения – могут быть использованы педагогом независимо от того, какой программе он дает предпочтение, так как все они нацелены на воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное.
Может ли ребенок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра – основная форма познания им жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдение и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре. Игра – зеркало душевных переживаний маленького человека. Всё любопытное, что встречается ему в жизни, он воплощает в игре, создавая свой особый мир, где реальная правда соединена с вымыслом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение игры в развитии дошкольников»
Тема: «Значение игры в развитии дошкольника»
Целью является обобщение опыта использования дидактических игр и упражнений, как на занятиях изобразительного искусства, так и во внеурочное время, в часы совместного досуга детей и родителей. Предлагаемые игровые формы – дидактические игры и упражнения – могут быть использованы педагогом независимо от того, какой программе он дает предпочтение, так как все они нацелены на воспитание художественного вкуса, развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное.
Может ли ребенок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра – основная форма познания им жизни. В игре ребенок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдение и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре. Игра – зеркало душевных переживаний маленького человека. Всё любопытное, что встречается ему в жизни, он воплощает в игре, создавая свой особый мир, где реальная правда соединена с вымыслом.
Впервые ребенок берет в руки игрушку, едва начиная осознавать себя, играет в дошкольном возрасте и потом, уже учась в школе и переходя из класса в класс. Только меняется форма игры – от ролевой в дошкольном возрасте, когда ребенок берет на себя роль взрослого, учится ориентироваться во ''взрослой жизни'', подражает взрослым, к играм с правилами в младшем школьном возрасте.
Игры с правилами занимают большое место в жизни ребят школьного возраста, перерастая в различные спортивные и ''умственные'' игры, которые могут быть использованы в учебной деятельности.
Новое содержание обучения, повышенное внимание к предметам эстетического цикла, в том числе и изобразительному искусству, требует включения в учебно-воспитательный процесс эффективных методов, для развития личности. Имеет смысл обратиться к игровым методам обучения и воспитания, таким, как художественно-дидактические игры и упражнения.
Необходимость использования во время занятия игр и упражнений объясняется, прежде всего, появление шестилетних первоклассников. Осуществляя преемственность с детским садом в содержании и методах обучения, школа обратилась к игре – ведущему виду деятельности у дошкольников, так как он уже знаком младшему школьнику, вызывает у него положительные эмоции и интерес. Это позволяет безболезненно осуществлять переход от игрового вида деятельности к учебной. В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное
воспитание ребенка.
Показ материалов (Наглядные дидактические материалы)
Дидактические игры в изобразительном искусстве.
1задание «Помогите вспомнить».
-Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? И что же они вытащили? («Репка».)
-Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? Кого съела лиса? («Колобок».)
-А из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик -побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? Что развалил медведь? («Теремок».)
-А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Заюшкина избушка».)
2 задание «Исправь ошибку».
Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
- Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
-На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
-Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По- щучьему велению)
-Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
4) Задание. “Угадай-ка”.
- Какую песенку пел Колобок?
-Что пела коза своим козлятам?
-Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
-Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
-Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
-Что говорила в это время лиса?
-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
- Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
5) Задание “Телеграмма”.
– Ребята, я сегодня шла в школу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.
“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
“Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
“Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
6) Игра «Загадки».
В данном случае один ребенок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают, о чём он говорит и изображают. Ребенок который отгадал первым показывает свой рисунок.
7) Дидактическая игра: «Отгадай загадку и изобрази композицию на листе формата А4»
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ ( Комар)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает?
Ответ (Муха)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Ответ (Кузнечик)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Ответ (Бабочка)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Ответ (Муравей)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Ответ (Пчела)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шелк!
Ответ (Паук)
8) Игра «Самый главный» также хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям муляжи или предметные картинки и рассказывает сказку о том, как спорили ягоды в волшебном саду, грибы в лесу о том, кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, изображённого на картинке, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные и все они главные, среди них нет более или менее важных.
9) Следующее задание: дети должны отгадать загадку и изобразить ответы на своем листе формата А4.
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
Отсеет (Вишня)
Низок, да колюч, сладок, не пахуч.
Ягоды сорвешь – всю руку обдерешь.
Ответ (Крыжовник)
Синий мундир, белая подкладка,
В середине – сладко.
Ответ (Слива)
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
Ответ (Яблоко)
10) Игра «Узнай по профилю».
Педагог показывает силуэты профилей персонажей различных сказок.
Дети должны определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж и его характер.
11) Игра «Узнай по силуэту».
Педагог показывает вырезанные силуэты разных предметов. Дети должны определить персонажей по силуэту.
Дидактическая игра на занятиях у младших детей обеспечивает переход к осознанной, самостоятельной и целенаправленной учебной деятельности. Она формирует потребность оказывать активное воздействие на окружающее, развивает его моральные и волевые качества, формирует личность в целом.
Нужно научить детей испытывать удовлетворение от умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые несет решение игровой задачи. Но для этого они должны захотеть включиться в ее решение. Здесь и возникает необходимость в проведении дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой познавательную деятельность, проходящую в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов начального этапа обучения. Игра создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности.
Но игра может стать средством всестороннего развития только при взаимосвязи ее с обучением. Дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти, разнообразных движении, быстроты и ловкости.
Игра помогает решать многие психологические проблемы возникающие в детском коллективе, или между детьми и родителями. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающим, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.